Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Надо меньше фантазировать... | Популярная психология

Надо меньше фантазировать...

«Надо меньше фантазировать!»… Так ответила мне когда-то в пятом классе учительница русского языка, когда я, набравшись смелости, задала ей свой невинный вопрос: «Почему за все сочинения без ошибок она ставит мне «4»?»… Та девочка была слишком беззащитна перед лицом грозного арбитра и не нашлась, что ответить. И … она перестала писать, в том числе и свои маленькие рассказы, которые очень любила…

Сейчас я могу только порадоваться тому, что фантазии помогают мне приблизиться к себе... и к другим. Наверное, это звучит странно?! Но это смотря как с ними обходиться…

Как часто в жизни нас останавливают: «туда не ходи», «сюда не ходи», «не дорос еще», «не имеешь права» и прочее. Желающих вмешаться в чужую жизнь или в чужой процесс хоть отбавляй. Но ведь никто, только мы сами решаем, принимать ли и следовать ли тем ограничениям, которые нам кто-то пытается установить. И самое обидное, что дальше в своей жизни эти ограничения мы начинаем устанавливать себе сами. И тогда наша интуиция становится подобна заброшенному ребенку. Слишком много рамок… чтобы «услышать себя». И как же в них «живется» нашей внутренней реальности?

Осенью 2008г. мне довелось побывать на обучающем семинаре немецкого психотерапевта Моритца Егетмейера по работе с метафорическими ассоциативными картами OH-cards (OH-карты). С тех пор этот метод удачно пополнил мою сокровищницу инструментариев познания и самопознания человеческой души. Диапазон представляемого метода очень широк: от заданных методик и правил до импровизации и рождения собственных.
Если Вы допускаете возможность существования чего-то необъяснимого, то добро пожаловать! Этот метод помогает нам расширить свои горизонты, не разучиться удивляться и раздвинуть любые рамки, какими бы жесткими они ни были. Карты как будто приглашают нас в путешествие, потом ведут за собой, предлагая порой самые невообразимые и труднодоступные для обычной логики ходы.

В нашей жизни есть много необъяснимого, хотя мозг лихорадочно пытается «схватиться за соломинку», чтобы устоять в этой глобальной неопределенности.

Теория поля Курта Левина немного «узаконила» и в то же время сделала проявленной эту неопределенность и взаимосвязанность. Берт Хеллингер тоже создал некую модель, которая, определенно, работает и в которой «работает поле»… И эта модель тоже действительно «работает»… Только никто (в том числе и он сам) до конца не может объяснить, как это происходит. Но ведь если за дверью кто-то стоит, а я этого не вижу, то это вовсе не означает, что его там нет… Слепой человек не может увидеть солнца. А древние люди считали, что Земля плоская, и свято в это верили.
Чтобы отпустить «мнимую» определенность или свой же контроль нужна определенная смелость. Хотя парадокс заключается в том, что делаем мы это или нет, это все равно по большому счету ничего не меняет. Надеюсь, что еще не очень запутала вас своими рассуждениями?

Каждый групповой терапевт знает, что почему-то практически у всех людей, например, пришедших сегодня в группу, наиболее актуализированной и проявленной в данный момент оказывается одна и та же фигура. Есть некая концентрация на существенном в каждый данный конкретный момент времени. И чем более человек готов «отпустить себя», тем больше «его самого» будет присутствовать в рождающихся у него непроизвольно в данный конкретный момент времени метафорах, фантазиях, и тем более это будет связано с его актуальной доминирующей в летящем «Здесь и Сейчас» потребностью. Как часто в повседневной жизни мы обращаемся к своему воображению и потоку ассоциаций?

В групповой работе карты помогают разворачивать и поддерживать групповую динамику, быстрее справиться с тревогой в преконтакте и создать себе и участникам «среду обитания». Ведь от этой среды зависит, какой процесс в ней можно будет организовать. Это и есть со-творение, некое совместное делание, проживание, рождение, танец, путешествие. И это как произведение, авторами и участниками которого является каждый причастный к этому процессу. Здесь хочется вспомнить творческое приспособление и Фредерика Перлза, который писал, что «нет правильных и неправильных действий, есть лишь ситуация, в зависимости от которой мы можем реагировать тем либо иным образом». Это может быть и основой нашей успешной работы в психотерапии и ключом для понимания своих действий в жизни. Вокруг, как оказывается, есть масса возможностей. Вопрос только в том, что я себе могу позволить, на что решиться (с учетом, естественно, моего опыта, знаний, гипотез, феноменологии и собственной спонтанности и аутентичности). Карты помогают людям раскрыть в себе «художника» и понаблюдать за своим творческим приспособлением.

Проективность или фантазирование — наш прекрасный помощник на пути «к себе». Вот только преодолеть барьеры бывает достаточно сложно: «Я не могу фантазировать!», или «Как я могу фантазировать?», «А зачем?»… А порой наоборот, фантазии выдаем за реальность и сами же свято в это верим. Как научиться жить «за пределами иллюзий» и при этом не запрещать себе фантазировать? Непросто соединяться со своей спонтанностью и аутентичностью, чтобы в потоке сознания можно было «вынести из себя» и тогда рассмотреть то, чем на самом деле я сейчас живу, к чему бессознательно стремлюсь или от чего хочу убежать.

Мой текст, который я сейчас пишу, тоже достаточно метафоричен. Но именно метафора позволяет более легко и безопасно (не очень я люблю это слово) «приблизиться к себе». В своей терапевтической практике я очень люблю работать с метафорами, как в индивидуальной, так и в групповой работе. Особенно в темах, к которым трудно подступиться, или в которых клиенту очень важна конфиденциальность, или у клиентов с ведущей логической системой восприятия. Особенно вначале работы, когда для меня очень важно уважать сопротивление клиента, быть бережной, и в то же время помочь ему пройти через этот барьер, «пощупать» возможность сделать «шаг вперед». Метафора помогает осознать многообразие окружающего мира и ценность индивидуальности каждого отдельного человека в нем. Она обогащает восприятие и помогает расширить поле видения «легким движением руки», а значит, быть более осознанным, целостным, устойчивым, тотально проживающим свою жизнь.

Здесь я пытаюсь представить этот метод, пропущенный через мое терапевтическое сознание. На мой взгляд, проективные карты предоставляют возможность каждому:

  • увидеть свое, а также осознать многообразие миров других людей;
  • продвинуться на своем пути к целостности и подлинности;
  • получить доступ к своему творческому, креативному началу;
  • соприкоснуться с глубинами своего бессознательного;
  • расширить поле видения и изменить угол зрения на проблему;
  • прочесть послание и дать позитивную коннотацию проблеме;
  • найти простое решение трудноподъемной задачи.

Мастер-классы и обучающие семинары по работе с метафорическими ассоциативными картами, которые я провожу с разными людьми, подтверждают живой интерес широкого круга специалистов. Это психологи, педагоги, гештальт-терапевты, консультанты, коучи, специалисты по диагностике и оценке персонала, а также каждый, кто интересуется практической психологией и саморазвитием. OH-карты применимы в работе с различной проблематикой клиента. Они позволяют проводить своеобразную проективную диагностику, дают возможность создавать желаемый контекст, работать с барьерами и регулировать «глубину погружения» при работе с клиентом.
Карты помогают очень быстро изменять состояние, переключаться, легко переходить от ментальной сферы к эмоциональной и физической, а значит, достигать большей осознанности. И что не менее важно, они помогают подружиться со своей интуицией, а, следовательно, «подпитать» и «оживить» свой потенциал. Ведь мудрость — спутница интуиции

Метафорические ассоциативные карты предполагают смелость, спонтанность, образность мышления и… фантазирование, в котором рождается истина. «Я могу это сделать!» — это ощущение, которое рождается в процессе работы с картами и помогает целостно усвоить новый опыт и встроить его в свою реальную жизнь.
А еще, как это ни банально, карты помогают экономить время и, соответственно,  деньги. Вы спросите зачем? Как же! Ведь это время нашей жизни… И поэтому можно быть счастливым когда-нибудь завтра, а можно прямо сейчас.

Каждый человек всегда сам лучше всего знает ответы на свои вопросы. Только не всегда имеет к ним доступ... OH-карты, формируя свой собственный, непохожий ни на какие другие карты жанр, уважая уникальность и неповторимость, инаковость или «другость» каждого, помогают сделать это очевидным.

Статья напечатана в сборнике «Ассоциативные метафорические карты. Опыт — 2010» («Associative Metaphoric Cards. Experience – 2010»).

Ольга Коваль

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Стратегии коммуникативного контроля в межличностном взаимодействии
    Стратегии коммуникативного контроля в межличностном взаимодействии Психологические статьи Психология общения Научные публикации

    В статье дается психологическая характеристика различных типов коммуникативного контроля: ассертивного, нонассертивного и агрессивного. Использование каждой из этих стратегий в коммуникативном взаимодействии определяет его эффективность и спешность адаптации в общении.

    Подробнее

  • Алкоголизм
    Алкоголизм Психологические статьи Глоссарий

    (alcoholism) — синдром физической зависимости от алкоголя. Риск развития алкоголизма у человека и симптомы его проявления зависят от количества выпитого. При алкоголизме снижается интеллект человека, ухудшаются его физические навыки, память и рассудок.

    Подробнее

  • Арт-терапия — искусство исцелять
    Арт-терапия — искусство исцелять Психологические статьи Психотерапия

    Арт-терапия сложное, многогранное, необычайно интересное и глубинное по своему воздействию явление. Эволюция понятия «арт-терапия» отражает процессы синтеза трех самостоятельных направлений: медицинского, социального, педагогического. Объединяет названные направление применение художественной творческой деятельности в качестве лечебного, отвлекающего или гармонизирующего фактора.

    Подробнее

  • Нервная анорексия. Симптомы
    Нервная анорексия. Симптомы Психологические статьи Глоссарий

    Нервная анорексия относится к нарушениям питания. Это состояние сопровождается постоянной обеспокоенностью по поводу мнимого увеличения веса, которая сохраняется даже при явном истощении; постоянной неудовлетворенностью пациента своей фигурой; пациент уделяет чрезмерное внимание изучению различных диет и постоянно подсчитывает калорийность потребляемой пищи.
    Нервная анорексия - серьезная медицинская и психологическая проблема с потенциально опасными осложнениями, при первых признаках которой следует обратиться к психологу.

    Подробнее

  • Дети - стимул к построению карьеры
    Дети - стимул к построению карьеры Психологические статьи Психология успеха

    Россияне считают наличие детей стимулом к построению карьеры. Женщина, имеющая детей, обязательно должна работать, чтобы реализовывать себя профессионально, получать удовольствие от общения с коллегами и не ограничиваться бытовыми заботами.

    Подробнее

  • Развод и дети
    Развод и дети Психологические статьи Детская психология

    Развод родителей предполагает серьезные изменения в маленьком мире ребенка, семье. Это травмирующий процесс, в результате которого дети испытывают целый спектр негативных эмоций: злость, тревогу, страх, грусть и т.п. Возраст ребенка существенно влияет на его восприятие развода и понимание структуры семьи.

    Подробнее

  • У мужа появилась любовница! Он хочет развестись и уйти к ней!
    У мужа появилась любовница! Он хочет развестись и уйти к ней! Вопрос психологу Психология отношений Популярная психология||Семейная психология

    Здравствуйте! У мужа появилась любовница! Он хочет развестись и уйти к ней!
    У меня 3 месяца ребенку. Очень прошу его, чтоб не уходил, помог подрастить сына. Но нет! Сказал что решение уже принято давно! Подскажите как поступить правильно!

    Подробнее

  • У моего мужа другая женщина. Пожалуйста, посоветуйте что делать
    У моего мужа другая женщина. Пожалуйста, посоветуйте что делать Вопрос психологу Психология отношений Семейная психология

    Мне 21 год. Со своим мужем я знакома 4 года. Все было хорошо. Создали семью, стали на очередь на квартиру. Я забеременела. Все было нормально. Но как только я родила, приехала домой после родов он мне сказал, что меня больше не любит. Причину объяснил, что я его очень много обманывала и поэтому не хочет быть с нами (с сыном). Потом я узнала что у него другая. Советовалась с подругами, каждая говорит по разному. Одна говорит, что перебесится и вернется, другая говорит что уходить надо, мол молодая встретишь другого. Ему 24 года. Я очень хочу сохранить семью, чтобы сын рос в полноценной семье. Некоторые говорят, что это кризис отношений. Так ли это? И если это так, то через сколько он проходит и если смысл ждать чего - нибудь? Пожалуйста посоветуйте что делать? Заранее спасибо.

    Подробнее

  • Инфантильная детская психологическая травма и ее влияние на формирование базисного личностного дефекта
    Инфантильная детская психологическая травма и ее влияние на формирование базисного личностного дефекта Психологические статьи Детская психология Психология детей и подростков

    Тема ранней детской психологической травмы изучается западными психоаналитиками на про-тяжении нескольких десятков лет. В своих исследованиях они пытались ответить на вопросы: Что происходит с ребенком, когда он лишается матери в раннем детском возрасте? Как он переживает эту потерю? Каковы последствия разрыва эмоциональных отношений с матерью (в результате потери матери или временного расставания с ней) для формирования личности малыша? Как организовать эффективную и профессиональную психологическую помощь детям и взрослым людям, которые живут с этой травмой? Как избежать профессионального выгорания специалистам (психологам, психотерапевтам, социальным работникам), которые оказывают помощь людям, пережившим эту потерю?

    Подробнее

  • Возвращение к истокам
    Возвращение к истокам Психологические статьи Красота и здоровье Красота и здоровье

    Помните ли вы, как в детстве все казалось ярким, насыщенным, полным красок и ощущений – и стрекотание кузнечика среди травы, и лай собаки, и жужжание майского жука? И чувства были до того полноводны, что казалось, если радость – то на весь мир, если обида, то вселенская, если дружба, то навек. И сколько было любопытства к окружающему миру – вот стрекоза, как вертолет покачивает хвостиком и глаза у нее, как очки у горнолыжника – а интересно, что она ест, а сколько живет, а долго ли она просидит на пальце, если не шевелиться? А бабочки, лягушки, белки, муравьи – это же целый мир. И так легко придумывались сказки, а фантазии уносили на космических кораблях и на крыльях сказочных птиц к далеким эльфийским лугам. И мальчики – воины, победители, спасатели, а девочки – принцессы и феи.

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси