Для того чтобы оценить психологическую эффективность любой деятельности, необходимо знание об эмоциональном состоянии ее исполнителей. С другой стороны, доминирование в структуре личности тех или иных эмоций дает важную информацию не только о модальности эмоционального фона жизненного пространства человека, но и об особенностях адаптационного процесса в целом.
В прессе и общественных кругах как в Республике Беларусь, так и за ее пределами длительное время дискутируется проблема эффективности оздоровления белорусских детей за рубежом. Большинство фондов, занимающихся оздоровлением, высказываются однозначно положительно. Вместе с тем, существует и другая точка зрения, основанная не на социальных, экономических, медицинских и других интересах – точка зрения психолога о том, что «у любой монеты две стороны».
Эта точка зрения первоначально опиралась на многолетние наблюдения автора, беседы с учителями и педагогами, беседы с детьми. Затем было решено проверить эту точку зрения, высказав гипотезу, что перемещение ребенка в другую социокультурную ситуацию всегда сопровождается процессами дезадаптации, а «челночное» перемещение ребенка формирует у него еще и маргинальный статус.
Исходя из этого, чтобы оценить психологическую эффективность оздоровления детей, была проведена диагностика их эмоционального состояния. Использовалась «Шкала дифференциальных эмоций» К. Изарда [1]. Оценивались десять фундаментальных эмоций и четыре комплекса аффектов.
Фундаментальные эмоции:
- Волнение – положительная эмоция, которая мотивирует обучение, развитие навыков и умений, творческие стремления, повышает внимание, любознательность и увлеченность объектом интереса.
- Радость – характеризуется чувством уверенности, собственной значимости и ощущением любви.
- Удивление – возникает чаще всего из-за какого-либо нового или внезапного события, стимулирует познавательные процессы.
- Горе – эмоция, испытывая которую человек падает духом, чувствует одиночество, испытывает жалость к себе, стремится уединиться.
- Гнев – эмоция, которая вызывает ощущение силы, чувство храбрости и уверенности в себе, является началом выражения неудовольствия и агрессии.
- Отвращение – проявляется в желании избавиться от кого-либо или чего-либо, в сочетании с гневом может стимулировать деструктивное поведение.
- Презрение – развивается как средство подготовки к встрече с опасным, неприятным, ничтожным объектом, базой возникновения является чувство превосходства и пренебрежительное отношение к людям.
- Страх – возникает в ситуациях реальной или воображаемой опасности, сопровождается сильной неуверенностью и дурными предчувствиями, мотивирует реакции избегания.
- Стыд – мотивирует реакции отдаления, желание спрятаться, исчезнуть.
- Вина – возникает при нарушениях моральных и этических стандартов в ситуациях, когда человек чувствует личную ответственность.
Комплексы аффектов:
- Тревожность – состояние, в котором человек испытывает чувство страха, повышенное беспокойство в самых различных жизненных ситуациях.
- Депрессия – состояние, характеризующееся мрачными настроениями, подавленностью или печалью, ощущением собственной неполноценности, различными соматическими симптомами, жалобами на состояние здоровья.
- Удовольствие – состояние самоудовлетворенности, удовлетворенности окружающими и всем миром, сопровождающиеся ощущением способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью.
- Враждебность – состояние, мотивируемое чувством ненависти к окружающим людям или ситуациям, вызывающим гнев, отвращение и презрение; возникает в результате взаимодействия агрессивных влечений, аффектов и мыслей или образов, связанных с причинением вреда объекту враждебности.
Были обследованы дети 13-15 лет учащиеся школ-интернатов, которые условно были разбиты на три группы:
- А – дети, находившиеся на отдыхе в иностранных семьях;
- Б – дети, находившиеся на отдыхе в лагере и посещающие иностранные семьи добровольно;
- В – дети, находившиеся на отдыхе в белорусских семьях.
Динамика эмоционального состояния оценивалась по результатам трех измерений: до поездки, во время отдыха, после приезда.
На основании анализа полученных данных были выявлены некоторые особенности и закономерности изменения эмоционального состояния детей при различных условиях оздоровления.
Во-первых, следует отметить, что проживание в иностранной семье сопряжено с определенными позитивными сдвигами в эмоциональном состоянии детей. В частности, превалировали эмоции радости и удивления. Эмоции горя, гнева, отвращения, презрения, страха были выражены в наименьшей степени. В целом, оценивая комплексы аффектов, можно указать на наиболее низкие показатели тревожности, депрессии и враждебности. Эмоциональное состояние детей до и после проживания в иностранной семье в целом существенно не различалось. После отдыха в иностранной семье значительно снизились показатели эмоций радости, а также чувства стыда и вины. (Диаграмма 1). Все это свидетельствует об очень комфортном самочувствии детей на отдыхе. После возвращения дети чувствуют себя менее довольными, но более раскованными и свободными.
Во-вторых, аналогичные тенденции в эмоциональном состоянии детей наблюдались и при отдыхе за границей и лагере. Единственными негативными моментами после приезда из лагеря были снижение удовольствия и возрастание чувства враждебности (Диаграмма 2).
В-третьих, пребывание на отдыхе в белорусских семьях наряду с общим удовольствием (а именно, эмоциями радости и удивления) не имело существенных позитивных изменений. Иными словами, находясь в белорусских семьях, дети испытывали ту же интенсивность эмоций гнева, презрения, отвращения, что и в обычных условиях школы-интерната. А чувство стыда у них даже усилилось. После возвращения из белорусской семьи также усилились эмоции гнева и презрения. (Диаграмма 3).
Сравнительный анализ (Диаграмма 4) эмоционального состояния детей при различных условиях проживания показал, что:
- в иностранной семье и в лагере дети испытывали больше радости и удовольствия и меньше негативных эмоций;
- проживание в белорусской семье более травматично и связано с более сильными эмоциями гнева, отвращения, презрения, страха, стыда и аффектом враждебности;
- наиболее приемлемой формой оздоровления, исходя из оценки эмоционального состояния, является пребывание в лагере.
Последний вывод подтверждается результатами оценки эмоционального состояния детей после приезда в интернат (Диаграмма 5). Хотя дети, отдыхавшие в лагере, и испытывали меньше волнения, радости и удивления, в целом их эмоциональное состояние было значительно лучше.
Можно сделать и другое не менее важное заключение о том, что вне зависимости от места жительства семей, эмоциональное состояние детей после проживания и оздоровления в них значительно хуже, чем после лагеря. Это связано, на наш взгляд, с похожестью образов жизни в интернате и лагере. Отдыхая в лагере, дети чувствуют себя более адаптивно, привычно и комфортно.
Резкое различие в укладе и образе жизни детей в интернате и в семье приводит к тому, что последствия отдыха в семьях можно оценить как негативные. Этот факт следует признать, но его нельзя трактовать однозначно. С одной стороны, дети, попадая в семьи, познают совершенно другие условия существования и взаимоотношений, от которых они испытывают удовольствие. Вместе с тем они не могут не сознавать непродолжительность такого положения, а также не понимать отведенную им роль «детей без родителей и семьи» . И, если сюда добавить часто бесплодные мечты и фантазии детей об усыновлении, то становится понятным, что возвращение из семьи обратно в интернат является для детей крайне болезненным, вызывает негативные переживания и страдания.
С другой стороны, мы считаем, что проживание в семьях, несмотря на возможную его травматичность, имеет и целый ряд преимуществ, которые можно положительно оценить с точки зрения психологического развития ребенка. В частности, дети, никогда не жившие в семье и не имеющие представления о системе внутрисемейных отношений, получают возможность познакомиться с образцами не только родительско-детских и детско-родительских отношений, но и с супружескими паттернами поведения. Наконец, у них формируются психические образы «Родителя» и «Супруга», которые в дальнейшем облегчат их ролевую адаптацию в будущей семейной жизни.
В заключение необходимо остановиться и на еще одном очень важном аспекте. По нашим данным, ведущими потребностями детей из школ-интернатов являются потребности в эмоциональной близости, дружбе, уважении и поддержке. Несомненно, что, находясь на оздоровлении в семье, дети эти потребности удовлетворяют. Об этом свидетельствует то удовольствие, которое они испытывают. Однако при этом не следует забывать, что дети-сироты – это дети очень специфической категории. Это дети, как правило, с очень высоким уровнем тревожности, социальной дезадаптированности, с устойчивыми потребительскими установками. По известной типологии Э. Фромма, они по всем признакам принадлежат к людям с рецептивной ориентацией [2]. Для них единственный способ удовлетворения потребностей – это получение благ из внешнего источника. При такой ориентации проблема любви состоит почти исключительно в том, чтобы «быть любимым», а не в том, чтобы любить. Поэтому они часто «бросаются» за всеми, кто предлагает им любовь или то, что на нее похоже.
Подарить подарок – это естественное желание одного человека сделать другому приятное, доставить ему удовольствие. Но, если обычный ребенок воспринимает подарок как знак внимания со стороны родителей или других взрослых, то ребенок с рецептивной ориентацией – как признак любви. Таким образом, у них в сознании возникают устойчивые ассоциативные связи «подарок – любовь» и «отсутствие подарка – утрата любви». И эти связи подкрепляется всякий раз, когда такие дети попадают в семьи на некоторое время.
Дети с рецептивной ориентацией чрезвычайно чувствительны ко всякому отдалению или отказу со стороны любимого человека. Поэтому по качеству и количеству сделанных им подарков они оценивают меру любви к ним. И, если это не соответствует их представлениям – возникает агрессия. Возможно, именно этим можно объяснить напряженность и конфликтность, которые появляются между некоторыми «временными» семьями и «временными» детьми.
У детей, воспитанных на такой «подарочной» любви в ситуации депривации потребностей может формироваться и эксплуататорская ориентация. Когда, не надеясь получить что-либо в дар от других, эти дети стремятся получить блага силой или хитростью. В результате закрепляется агрессивный или манипулятивный стиль взаимоотношений с окружающими.
Подводя итог изложенному, необходимо отметить, что работа иностранных и белорусских организаций по оздоровлению детей-сирот важная и нужная. Однако она с самого начала требовала и требует до сих пор определенных подготовительных действий. Во-первых, необходимо знать мотивацию семей, принимающих детей на оздоровление и учитывать ее при распределении детей. Во-вторых, необходима определенная психологическая подготовка семей к принятию именно такой категории детей. В-третьих, необходима организация социально-психологической и психологической помощи детям в их реадаптаци после возвращения.
Литература
- Изард К. Эмоции человека. — М.: Изд-во МГУ, 1980. — 375 с.
- Фромм Э. Человек для себя. — Минск: Коллегиум, 1992. — 853 с.
Напечатана в журнале «Пазашкольнае выхаванне». — № 3, 1998. — С. 13–16.
Фурманов И.А.
-
-
-
Фурманов Игорь Александрович, психолог (Минск)
- Групповая психотерапия. Психологический тренинг ||
- Травматический стресс (насилие, катастрофы). Острое горе
- Лекции, семинары, образовательные программы
Психологические статьи
Автор научных статей