Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Проблема агрессии на рабочем месте | Научные публикации

Проблема агрессии на рабочем месте

В последнее время в средствах массовой информации и научной литературе стали появляться сообщения о драматических случаях проявления насилия на рабочем месте. Например, один из опросов в организации показал, что 44,5 % респондентов сообщили о совершении агрессивных действий против сослуживца, 31,4 % – против начальника и 26,8 % – против подчиненного. Это, с одной стороны, свидетельствует о некотором общественном беспокойстве по поводу проблемы возрастающей агрессивности в производственных отношениях. Однако, с другой стороны, появление подобных материалов позволяет получить интересную информацию о реальных и потенциальных причинах насилия на рабочем месте.

Однако есть основания полагать, что описанные случаи представляют собой лишь «вершину айсберга». Оценить причины и распространенность агрессии на рабочем месте можно лишь тогда, когда будет изучены все действия агрессора, даже те, которые скрыты от жертвы.

Агрессия на рабочем месте определяется как любая форма поведения, которая связана с причинением вреда или ущерба сотрудникам или организации в целом.

Выделяют три главных типа агрессии на рабочем месте: выражение враждебности, обструкционизм и открытая агрессия (таблица 1).

Выражение враждебности представляет собой вербальные или символические по своей природе действия и включает вербальные нападки, негативную мимику и пантомимику.

Обструкционизм – это все действия, нацеленные на создание препятствий сотрудникам или руководителям в исполнении ими своих служебных обязанностей. Например, к таким действиям можно отнести некоторые акты проявления скрытой агрессии – отказ в возможности повторного телефонного звонка, нереагирование на приказы, служебные записки и докладные и отказ в помощи, средствах или информации.

Открытая агрессия включает действия, обычно связанные с насилием на рабочем месте, типа, физических нападений, воровства, причинение ущерба собственности и, наконец, убийства. Выражение враждебности и обструкционизма можно отнести к психологической агрессии, тогда как открытую агрессию к категории физической агрессии.

Известно, что, когда человек планирует совершить агрессивные действия в отношении других, он учитывают степень опасности самому стать жертвой. Поэтому совершенно естественно, что он стремится, причинив максимальный вред жертве, минимизировать опасность ответной агрессии в свой адрес. Такая стратегия, которую часто называют скрытой или косвенной агрессией, действительно, позволяет причинить вред более завуалировано и тонко.

Предпочтению проявления скрытой агрессии способствуют и другие условия. Во-первых, контактируя на рабочем месте достаточно часто и регулярно, сослуживцы могут легко установить источник агрессии, а это значительно увеличивает вероятность получения возмездия. Во-вторых, открытое проявление агрессии абсолютно лишено анонимности, которая по некоторым данным относится к факторам, усиливающим агрессию. В-третьих, открытое проявление агрессии в рабочих условиях всегда предполагает присутствие «лишних» свидетелей. Это часто и заставляет агрессора использовать формы поведения, которые позволяют скрывать от жертвы и других людей истинные намерения и, следовательно, избежать осуждения подобных действий. Все вместе это и определяет предпочтение использования актов скрытой агрессии на рабочем месте.

Многолетние исследования показывают, что основу причин агрессивного поведения на рабочем месте составляет широкий диапазон социальных, ситуативных, экологических, когнитивных и личностных факторов.

Одним из факторов, провоцирующим агрессию на рабочем месте, является ощущение несправедливости. Исследования показывают, что людей часто сильно волнует степень справедливости, с которой с ними обращаются окружающие. Действительно, в рабочей обстановке люди бывают очень чувствительны даже к незначительным отклонениям от того, что они рассматривают как «справедливое обращение». Это относится и к результатам, которые они достигают (дистрибутивная справедливость), и к условиям, определяющим получение этих результатов (процедурная справедливость).

Достаточно часто в ситуации, воспринимаемой как несправедливая, люди совершают действия, которые можно квалифицировать как разрушение собственности, воровство, саботаж или агрессия. В некоторых исследованиях отмечалось, что многие работники мотивировали свои агрессивные действия желанием «свести счеты» с начальником или руководителем организации за несправедливое отношение с ними. В связи с этим ощущение сотрудником несправедливости считается одной из главных причин агрессии на рабочем месте.

Другим важным фактором, стимулирующим возникновение агрессии на рабочем месте, является состояние фрустрации, возникающее у человека, когда другие люди препятствуют ему в достижении поставленной цели. Особенно рельефно этот фактор проявляется в ситуациях, в которых срыв планов связывается с намеренными и несправедливыми действиями других сотрудников или начальника. В условиях организации, фрустрация (по-видимому, потому что она воспринимается как результат намеренных и несправедливых действий) приводит к усилению агрессии против других, межличностной враждебности, саботажу, забастовкам, замедлению работы, воровству и «отлыниванию» от работы.

Сильная дифференциация сотрудников организации (например, по возрасту, полу, физическим и интеллектуальным способностям) также может приводить к усилению напряженности, снижению межличностной привлекательности и, как следствие, к конфликту и взаимной агрессии.

Возникновению агрессии на рабочем месте способствуют и профессиональные нормы поведения. Например, в исследовании, проведенном американскими психологами, отмечается, что 75 % работников тюрьмы, 59 % работников службы здравоохранения, 48 % конторских служащих и 41 % рабочих сообщили об использовании вербальной агрессии (брани, ругани, оскорблений). Интересно, что низкий процент рабочих, как отмечают ученые, объясняется тем, что, считая такой способ коммуникации нормативным, рабочие редко обращают на него внимание. Агрессия может быть просто частью культуры организации (выживает сильнейший, поэтому «Не зевай!») или частью имиджа, «крутизны» сотрудника. Кроме того, изменение рабочих отношений, например, перевод сотрудника с выполнения постоянных на выполнение временных поручений, также может приводить к напряженности отношений. Сюда же можно отнести и снижение расценок при сверхпроизводительном труде.

Не менее важным фактором усиления агрессии на рабочем месте является склонность к определенному типу поведения. Поведение типа А характерно для людей тревожных, нетерпеливых, напористых, враждебных, склонных к конкуренции. Поведение типа В отличает людей спокойных, уравновешенных, дружелюбных тяготеющих к сотрудничеству. Исследования показывают, что люди, склонные к поведению типа А, демонстрировали более высокий уровень межличностной раздражительности и чаще реагировали агрессивно на различные формы провокации, чем люди, склонные к поведению типа В. Кроме того, личности с типом поведения А чаще воспринимают и реагируют на других людей как на «препятствия», которые мешают им добиться поставленных целей.

К увеличению агрессивности работников может приводить целый ряд социально-экономических факторов, таких как сокращение штатов, увеличение рабочей нагрузки, сокращение бюджета или финансирования работы, снижение заработной платы, изменение штатного расписания или переструктурирование организации, использование компьютеров для контроля за качеством продукции, а также условия труда (жара или холод, скученность, слабое освещение, спертый воздух, высокий уровень шумов).

Большинство исследований показывают, что, в среднем, мужчины более агрессивны, чем женщины. Эти исследования также дают важную информацию о факторах, которые сдерживают и регулируют агрессивные отношения. В этом отношении были обнаружены более значимые различия между мужчинами и женщинами при агрессии, которая вызывает боль или причиняет физический ущерб (физическая агрессия), чем при агрессии, которая приводит к психологическому или социальному вреду (психологическая агрессия). Также было выявлено, что половые различия в проявлении агрессии уменьшаются с усилением действия провоцирующих факторов.

Кроме того, зафиксировано, что мужчины и женщины по-разному думают о последствиях агрессивных действий. В частности, женщины по сравнению с мужчинами полагают, что совершенные ими агрессивные действия, вероятнее всего, причинят ущерб жертве агрессии, заставят их потом чувствовать себя виновными и тревожными и значительно усилят опасность получения возмездия. Это очень важно, так как в целом считается, что страх осуществления возмездия является значимым фактором, определяющим различия в склонности мужчин к открытой, а женщин к скрытой агрессии.

Общая закономерность, что мужчины более агрессивны, чем женщины, остается справедливой и для агрессии на рабочем месте. Например, при исследовании финских рабочих было установлено, что уровень как открытой, так и скрытой агрессии был значительно выше на тех рабочих местах, где преобладали мужчины, чем там, где преобладали женщины. В другом исследовании американских служащих спрашивали об их участии в той или иной форме агрессии на рабочем месте: мужчины сообщили об участии в агрессивных действиях на рабочем месте значительно чаще, чем женщины.

Вместе с тем, различия в агрессии между мужчинами и женщинами зависят от предпочитаемого типа агрессивных действий. Различия между мужчинами и женщинами были больше в случае физической агрессии, чем при психологической агрессии. Однако эта закономерность не проявляется в тех организациях, где проявления открытой агрессии на рабочем месте сильнее регламентированы нормативными и правовыми актами. И, наоборот, половые различия в проявлениях физической и психологической агрессии будут существенными в тех рабочих группах, где нормативное давление против агрессивных действий сотрудников является слабым.

Сравнительно низкое нормативное давление против проявлений открытой агрессии может также объяснить, почему мужчины и женщины не сильно отличаются по этой категории насильственных действий. Естественно, что в тех организациях, где есть небольшое нормативное давление против физической агрессии, мужчины могут отдавать предпочтение этим способам действий, тогда как женщины – более скрытым способам, типа обструкционизма. Однако, как только нормативное давление против проявления открытой агрессии увеличится, мужчины могут чаще использовать «женские», скрытые формы выражения агрессии. Это имеет важное практическое значение для регуляции агрессивного поведения на рабочем месте и замене открытых форм проявления агрессии на альтернативные.

Важную роль в регуляции агрессии на рабочем месте играют и такие факторы, как соотношение ожидаемых затрат и выгод агрессии и самоконтроль агрессии.

Было установлено, что и ожидаемые затраты и выгоды определяют половые различия в выражениях враждебности. В частности, ожидания меньшего количества затрат и большего количества выгод были связаны с более высоким уровнем выражения враждебности. Ожидаемая выгода была единственным регулятором реакций обструкционизма и открытой агрессии.

Ожидаемые затраты играют важную роль в регуляции агрессии на рабочем месте, особенно для таких ее типов, как обструкционизм и открытая агрессия. Это свидетельствует, что мужчины по сравнению с женщинами чаще используют агрессию стратегически, чтобы добиться необходимых результатов на работе.

Это согласуется с исследованиями, которые отмечают, что мужчины предпочитают описывать свою агрессию в инструментальных терминах, а также с тем, что мужчины для объяснения собственной агрессии чаще используют рационализацию, а не мысленное взвешивание затрат или выгод их агрессивных действий.

В отношении роли самоконтроля в регуляции агрессии было определено, что мужчины и женщины примерно в равной степени способны контролировать собственные агрессивные импульсы в разнообразных рабочих ситуациях. Разные способности к самоконтролю определяют тип агрессии, который будет использоваться на рабочем месте: низкий уровень самоконтроля коррелирует с вовлеченностью в открытые формы проявления агрессии на рабочем месте, а высокий – с предпочтением скрытых форм агрессии. Это позволяет предположить, что в регулировании агрессии на рабочем месте первенство принадлежит не столько рациональному, сколько импульсивному и экспрессивному компоненту регуляции поведения.

Не смотря на то, что на возникновение агрессии на рабочем месте влияет целый ряд факторов, возможна реализация определенных действий, предотвращающих или контролирующих ее проявление. В первую очередь, это тщательный подбор персонала. Если известно, что некоторые люди предрасположены реагировать агрессивно даже на незначительные провокации – выявить их до приема на работу не составляет большого труда. Во-вторых, это скрининг персонала. Здесь главная задача состоит не в «слежке», а в фиксации всех проявлений агрессии и не только на рабочем месте, но и в семейных и неформальных отношениях. Например, многие западные компании привлекают психологов для тестирования сотрудников и идентификации лиц, склонных к проявлению агрессии. Другие при приеме на работу проводят с претендентом собеседование, в котором наряду с другими вопросами выясняется отношение к несправедливости и реакция на него. В-третьих, это создание безопасной обстановки на рабочем месте и в организации. В четвертую очередь, необходимо сделать так, чтобы ненасильственные, поддерживающие отношения и справедливое обращение стали нормой поведения во взаимоотношениях между сотрудниками как по «вертикали», так и по «горизонтали». Как уже отмечалось, важное значение имеют и комфортные условия труда. И, наконец, последнее – это обучение персонала. Здесь важную роль играет научение сотрудников навыкам распознавания собственного гнева, идентификации причин возбуждения, напряжения и фрустрации, контроля и управления агрессией. Особенно такая психологическая компетентность важна для профессий типа «человек-человек», связанных с социальной коммуникацией.

Напечатана в журнале Кадровая служба. — № 3, 2006. — С. 112–116.

 Фурманов И.А.

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Стратегии коммуникативного контроля в межличностном взаимодействии
    Стратегии коммуникативного контроля в межличностном взаимодействии Психологические статьи Психология общения Научные публикации

    В статье дается психологическая характеристика различных типов коммуникативного контроля: ассертивного, нонассертивного и агрессивного. Использование каждой из этих стратегий в коммуникативном взаимодействии определяет его эффективность и спешность адаптации в общении.

    Подробнее

  • Современные девочки часто выглядят как мальчишки – почему это происходит
    Современные девочки часто выглядят как мальчишки – почему это происходит Психологические статьи Детская психология Случаи из практики

    Глядя на компании современных тинейджеров, понимаешь - определить, кто какого пола по одежде сегодня очень сложно. Все выглядят одинаково, будучи облаченными в модные, но часто бесформенные наряды. Среди вещей, которые сегодня чаще выбирают и мальчишки, и девчонки, можно выделить следующие: - джинсы или брюки «трубы». Широкие, не ограничивающие свободу движений и имеющие карманы, куда можно спрятать «нужности» - смартфон, банковскую карту, ключи, проездной и пр.; - толстовка. Кофта, являющаяся олицетворением актуального стиля casual, которая предполагает многослойность. Она мягкая и комфортная, под нее можно надеть футболку, майку, лонгслив, а потому такая вещь актуальна круглый год. Как и ее «ближайшая родня» - худи (та же толстовка, но только без молнии спереди). Тепло, функционально и… бесполо; - «вансы» (Vans), «найки» (Nike) и другая околоспортивная обувь. Здесь о различиях по признаку пола можно вообще забыть – речь чаще идет просто о размере (у девочек он обычно меньше). Теперь представьте себе человека, одетого в такие «модные вещи» - очевидно, окружающим часто непонятно, девочка перед ними или парень.

    Подробнее

  • Как перестать переедать? Помогите, пожалуйста, выявить психологическую причину
    Как перестать переедать? Помогите, пожалуйста, выявить психологическую причину Психологические статьи Популярная психология

    Добрый день!
    Мой вопрос в том, как перестать переедать? По будням, когда большую часть дня я провожу на работе, такая проблема передо мной стоит редко. Во время обеденного перерыва я отправляюсь в магазин за шоколадкой или йогуртом, кушаю и продолжаю спокойно работать. Хотя есть ощущение, что съела бы больше, но вскоре оно проходит, так как отвлекаюсь делами. Вечером выпиваю кружку молока с мёдом или кушаю мюсли. Я ограничиваю себя сознательно от употребления большего количества пищи. Мне нравится английская пословица: ''Завтрак съешь сам, ужин раздели с другом, а ужин отдай врагу''. Стараюсь ей следовать. На выходные чаще всего уезжаю к родителям, проживающим в другом городе. Здесь-то и начинается моя проблема. Внутренний ограничитель перестаёт действовать, пробуждается дикое влечение к пище. Я не могу успокоиться, пока не съем вообще всё, что есть на кухне. Осознаю, что нужно остановиться, но прекращаю есть лишь тогда, когда приходит ощущение переедания, тяжести внутри или когда больше нечего кушать. Я осуждаю себя, ругаю и обещаю больше не доводить себя до обжорства, но… ничего не выходит. На очередных выходных всё повторяется вновь. А с понедельника я пью зелёный чай, кушаю не больше 150 г в день, хожу на фитнес и дня через три-четыре уже довольна тем, как выгляжу. Если на выходные не езжу к родителям, то не переедаю. Через неделю отпуск. Я буду дома, без дела. Может, найти себе дело, чтобы переключить внимание, а не есть от скуки? Может. Но не получалось так у меня. Однако когда я знаю, что предстоит свидание с молодым человеком, то тогда даже забываю о необходимости питаться. Переедания случаются также в период подавленного состояния, расстройства. В такие моменты еда помогает мне расслабиться. Особая тяга наркотического свойства у меня к сладостям. Я обожаю всё: от мороженого до тортов. Завтракаю халвой, обедаю шоколадом, но в небольших количествах. Исключение – злосчастнее выходные. Если в пакете полкило конфет, я не забуду о них, пока не съем все до одной.
    Помогите, пожалуйста, выявить психологическую причину влечения к сладкому и переедания в выходные дни.

    Подробнее

  • Страх
    Страх Психологические статьи Глоссарий

    Что такое страх, какие у него функции, классификация страхов и, напоследок, видео ''Наши страхи... - иллюзия или реальность'')))

    Подробнее

  • Феномены садизма и мазохизма: историческая эволюция представлений
    Феномены садизма и мазохизма: историческая эволюция представлений Психологические статьи Научные публикации

    Феномены садизма и мазохизма были впервые описаны в психиатрии как сексуальные извращения в конце XIX века. Через 120 лет после возникновения терминов «садизм» и «мазохизм» их употребление до сих пор зачастую носит негативный характер.В статье рассматривается эволюция сексологических и психиатрических представлений о феноменах садизма и мазохизма, а также обсуждаются тенденции в изменении научной и общественной оценки данных практик.

    Подробнее

  • Возрастные этапы формирования личности по Эриксону
    Возрастные этапы формирования личности по Эриксону Психологические статьи Популярная психология Популярная психология

    Мы ищем себя, задаем себе важные вопросы, определяемся с жизненным направлением. В каком возрасте формируется представление о собственной уникальности? Как и когда закладываются основы мировоззрения, и картина мира становится осознанной и яркой. Когда наступает период, где человек начинает понимать ценность жизненных достижений, необходимость прилагать усилия для того, чтобы получить желаемое, в том числе и уважение окружающих.

    Подробнее

  • Эндогенные и экзогенные факторы эстафеты агрессии и насилия в семье
    Эндогенные и экзогенные факторы эстафеты агрессии и насилия в семье Психологические статьи Психология семьи Семейная психология

    В статье обсуждается проблема эстафеты агрессии и насилия в семье. Отмечается, что эстафета насилия становится возможной в результате совокупного воздействия целого ряда эндогенных и экзогенных факторов. Излагаются многочисленные экзогенные факторы, способствующие использование насилия в супружеских и родительскодетских отношениях. Делается вывод, что межпоколенная эстафета насилия в семье определяется не каким-то одним или несколькими факторами, а системой факторов в их взаимосвязи и взаимовлиянии.

    Подробнее

  • Дети - стимул к построению карьеры
    Дети - стимул к построению карьеры Психологические статьи Психология успеха

    Россияне считают наличие детей стимулом к построению карьеры. Женщина, имеющая детей, обязательно должна работать, чтобы реализовывать себя профессионально, получать удовольствие от общения с коллегами и не ограничиваться бытовыми заботами.

    Подробнее

  • Питайтесь правильно в Новом году!
    Питайтесь правильно в Новом году! Психологические статьи Красота и здоровье Красота и здоровье

    Вот некоторые советы о том, как правильно питаться в этом году. Даже изменение всего 2-3 привычек поможет вам улучшить свое здоровье.

    Подробнее

  • Помогите мне справиться с обидой. Она мне не дает жить
    Помогите мне справиться с обидой. Она мне не дает жить Психологические статьи Психология и стресс Психотерапия

    Здравстуйте. Я работала учителем в одной из столичных гимназий. Сейчас в д/о. Моему старшему ребенку исполнилось в мае 6 лет. Воспитатели, логопед, психолог в саду и психолог из психоневрологического диспансера сказали, что ребенок полностью готов к школе и по развитию превышает своих сверстников. Мы бегло читаем, умеем складывать( понимаем процесс сложения и вычитения, т.е. можем спокойно вычесть и сложить числа в пределах 100 ,а если не сложно, то и 1000 и.т.д.), имеем понятие об умножении. В садике был открытый урок. Там присутствовала одна из родительниц. Она мне позвонила и очень долго рассказывала, какой у меня ребенок умница, что он на порядок был выше, чем все остальные.И вот проблема...... Я хотела, чтобы мой ребенок учился в гимназии. Мы отходили год на подготовительные курсы, но не прошли по рейтингу. Причем, я видела наши баллы у школьного психолга, которая в графе каммуникабельность, поставила нам 3балла из 5. Мой ребенок совершенно без комплексов. Он знакомится совершенно спокойно со всеми, начиная от маленьких детей и заканчивая пожилыми людьми. Я даже знаю, почему так все сложилось. Я своему новому директору ( бывшая зам. директора) не сказала правду, о том , что ухожу в дикрет. Сказать честно, я соврала. Потом я ей объяснила, почему я это сделала( только вышла из больницы с угрозой позднего выкидыша). Но она меня не простила. У самой ее детей нет ( ей 52года). И дала указание, моего ребенка в гимназию не брать( я это знаю точно, проболталась учитель, к которому мы ходили на подготовительные курсы). Помогите, пожалуйста, мне справиться с ОБИДОЙ. Она мне не дает жить, я просто задыхаюсь. У меня грудной ребенок, а я ночами не сплю. Все думаю, мечтаю как отомстить за обиду и унижение. Ведь я столько сделала для гимназии. До того как я туда пришла, по моему предмету уже много лет не было олимпиадников. Все годы, что я там проработала, я давала результат: 1и 2 места на районе, 2 место на городе, выступления на городском уровне( я руководила ресурсным центром). А сколько я провела бесплатных дополнительных уроков- не сосчитать. После всего оказалось. что для руководства я пустое место. Один проступок перечеркнул все. Я знаю, что, если бы не ушел старый директор, моего ребенка взяли бы в гимназию, даже, если бы он вообще ничего не умел. Новый директор на мой вопрос о том, что хотя бы в память о моих предыдущих заслугах, возьмите ребенка . Она сказала, что знает, что я хороший учитель, но.....увы.
    Я уже смирилась с тем, что мой ребенок не будет учиться в гимназии в 1 класс( сказали, что возьмут нас во второй класс). Но вот обида не проходит. Посоветуйте, как от нее избавиться, как забыть???????????

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси