Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Просоциальные тенденции и эмоциональное выгорание у врачей и студентов стоматологических специальностей | Научные публикации | Психологический журнал

Рубрика: Научные публикации | Психологический журнал

Н. В. Кухтова, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-экономических и гуманитарных дисциплин ИПК и ПК Витебского государственного университета им. П. М. Машерова.

Статья посвящена выявлению отличительных особенностей проявления просоциальных тенденций и эмоционального выгорания стоматологов, которые непосредственно связаны с их профессиональной деятельностью. Сравнительный анализ показал, что врачи от студентов отличаются по всем фазам эмоционального выгорания: «напряжение», «резистенция», «истощение», а также по проявлению альтруизма. Проведенное исследование позволило установить взаимосвязь эмпатии, альтруизма, совестливости, морально-этической ответственности личности работающих и обучающихся стоматологов с проявлениями эмоционального выгорания.

Ключевые слова: просоциальные тенденции, эмпатия, альтруизм, морально-этическая ответственность личности, совестливость, эмоциональное выгорание.

Prosocial tendencies and emotional burning out of stomatologists and students of stomatologic specialities

N. V. Kukhtova, PhD in Psychology, Associate Professor

This article is devoted to reveal distinctive features of prosocial tendencies display and emotional burning out of stomatologists which are directly connected with their professional work. The comparative analysis has shown that doctors differ from students at all phases of emotional burning out: "tension", "resistance", "exhaustion", and also on indicators of altruism display. The conducted research has allowed to establish interrelation of empathy, altruism, conscientiousness, morally-ethical responsibility of working and trained stomatologists with the displays of emotional burning out.

Key words: prosocial tendencies, empathy, altruism, morally-ethical responsibility , conscientiousness, emotional burning out.

Повышение качества и культуры медицинской помощи населению страны, развитие ее специализированных видов и осуществление широких профилактических мероприятий во многом определяется соблюдением принципов медицинской этики, психологической деонтологии и проявлением гуманизма, так как в основе нормативного профессионального поведения людей и профессиональной этики лежит просоциальное поведение, и большая роль отводится чувству социальной ответственности перед людьми и обществом в целом.

Проблемы, связанные с нравственными аспектами профессионального долга специалистов помогающих профессий, нельзя отделить от самых острых методологических, теоретических и прикладных проблем психологии. Большое число российских и зарубежных специалистов занимаются этими проблемами в рамках различных психологических дисциплин (В. А. Абабков, А. А. Александров, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, Н. Е. Водопьянова, Л. А. Головей, М. А. Гулина, Н. В. Гришина, Е. С. Калмыкова, Б. Д. Карвасарский, Л. А. Колчанова; Л. А. Коростылева, Е. П. Кораблина, Р. Кочюнас, Г. С. Никифоров, Е. С. Протанская, В. А. Ташлыков, А. М. Эткинд, С. А. Чёрняева, Л. И. Юрьев, М. Балинт, Дж. Бьюдженталь, А. Гюггенбюль-Крейг, Р. Мэй и другие). Белорусские исследователи М. Н. Мисюк, В. В. Максименко изучали синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности фельдшеров скорой медицинской помощи [1].

В общей системе гуманистических отношений одним из важнейших компонентов является просоциальное поведение как основа обеспечения детерминации действий, ориентированных на благо других. Базовой характеристикой, «фундаментом» помогающих профессий является просоциальная активность, берущая начало в обыденной, повседневной жизни, однако успешно преобразовавшаяся через комплекс мотивов в профессиональную деятельность. Побудительными силами просоциальных тенденций являются альтруизм, эмпатия, высокий уровень нравственного мышления, совестливости, стремление соблюдать общепринятые моральные и этические нормы, что необходимо для работы людей медицинских специальностей. Считается, что определяющее значение для осуществления просоциальных действий имеет наличие у субъекта альтруистической мотивации и подчеркивается неразрывная связь альтруистических мотивов с порождаемой ими альтруистической деятельностью, отмечается важная роль феноменов идентификации, эмпатии и альтруистических установок в реализации альтруистической деятельности и так далее.

При этом цели проявления просоциального поведения могут быть различные:

  • получение выгоды (генетической, материальной, духовной, то есть выгода, может быть в виде денежного вознаграждения, продолжения рода и так далее);
  • приобретение социального статуса и положительного расположения окружающих людей;
  • управление эмоциональной сферой;
  • расширение и проверка собственного образа (самоанализ поведения).

Следует отметить, что просоциальные тенденции являются ингибитором эмоционального выгорания и связанны с личностными образованиями нравственно-деонтологического характера и готовности помогать другим людям. Бойко В. В. описывает различных симптомов «выгорания». При этом Ганс Селье, основоположник учения о стрессе, рассматривал его как неспецифическую (то есть всеобщего действия) защитную реакция организма в ответ на психотравмирующие факторы разного свойства. При эмоциональном выгорании выражены все три фазы стресса: 1) нервное (тревожное) напряжение – его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента; 2) резистенция, то есть сопротивление, – человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений; 3) истощение – оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания [2].

Поэтому с целью получения данных о просоциальных тенденциях и проявлениях эмоционального выгорания стоматологов было проведено исследование, в котором использовались: методика «Шкала совестливости», шкала «Выявление установок, направленных на «альтруизм-эгоизм» методики «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере», разработанной О. Потемкиной, методика «Диагностика уровня эмпатии» (модифицированная методика И. М. Юсупова), методика диагностики уровня эмоционального выгорания (Бойко В. В.), опросник ДУМЭОЛП – диагностика уровня морально-этической ответственности личности. Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием прикладной программы SPSS 10: корреляционный анализ, Т-тест [2] [3] [4].

В исследовании приняли участие 60 человек (практикующие врачи-стоматологи и студенты-медики в возрасте от 22 до 50 лет). Базой исследования явились УЗ «Витебская городская стоматологическая поликлиника», УЗ «Пинская городская стоматологическая поликлиника», стоматологическое отделение УЗ «Столинская ЦРБ» и УО «Витебский государственный медицинский университет». Опыт работы респондентов составлял от 2-х до 26 лет. Представителей мужского пола было 41,67%, женского – 58,33%.

Известно, что врачи – это работники в сфере «человек-человек» и эмоциональное выгорание происходит чаще, чем у других специалистов. В связи с этим, идея исследования состоит в том, что нужно снижать признаки эмоционального выгорания, для того чтобы стоматологи были более просоциальны. В тоже время можно предположить, что если человек имеет характеристики просоциальной личности, то он меньше выгорает, так как в силу своих личностных особенностей тратит меньше эмоциональных проявлений.

С помощью сравнительного анализа (Т-тест) было установлено, что врачи-стоматологи (при р ≤ 0,01) отличаются от студентов-стоматологов более высокими показателями следующих симптомов эмоционального выгорания: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, неадекватные эмоциональные реакции, эмоционально-нравственное реагирование, редукция профессиональных обязанностей, эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность, психосомато-психовегетативные нарушения.  В свою очередь студенты по сравнению с врачами более  альтруистичны, тревожны и подвержены депрессии (табл. 1).

Таблица 1 – Сравнительный анализ просоциальных тенденций и эмоциональное выгорание стоматологов

Так, было установлено, что у врачей по сравнению со студентами выпускного курса стоматологического факультета в большей степени проявляется осознание психотравмирующих факторов в профессиональной деятельности, в результате не способности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, вследствие чего врачи испытывают недовольство собой и работой в целом. В том числе врачи ограничены в эмоциональной отдачи за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов, таким образом, они неадекватно «экономят» на эмоциях, что может проявляться в эмоциональной черствости, неучтивости, равнодушии. При этом у врачей нередко возникает потребность в самооправдании, а проявление эмоций недостаточно стимулирует нравственные чувства. Также у врачей проявляются попытки облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. В большей степени у врачей наблюдается эмоциональная защита в форме «выгорания», которая становится неотъемлемым атрибутом личности. Это выражается в том, что они эмоционально не могут «помогать» людям, сочувствовать, «отзываться на ситуации» (это проявляется в грубости, резкости, раздражительности). Чаще всего в профессиональной деятельности врачи исключают эмоции (это признак эмоциональной защиты), а в ряде случаев наблюдается полная или частичная утрата интереса к человеку как субъекту профессионального действия, что провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях.

При этом студенты в большей степени проявляют чувство неудовлетворенности в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии. Также они более альтуристичны, то есть они более бескорыстны ради блага других людей, стремятся к оказанию помощи и ориентации на мнение окружающих вне зависимости от контекста ситуации.

В том числе был проведен корреляционный анализ, который осуществлялся по основным просоциальным тенденциям: эмпатия, альтруизм, совестливость и морально-этическая ответственность личности.

В результате корреляционного анализа по всей выборке была обнаружена взаимосвязь альтруизма со следующими показателями: расширение сферы экономии эмоций (r = –0,27, р ≤ 0,05). Также установлена взаимосвязь совестливости с расширением сферы экономии эмоций (r = 0,39, р ≤ 0,01) и неадекватными эмоциональными реакциями (r = –0,30, р ≤ 0,05). Эмпатия коррелирует с загнанность в клетку (r = 0,30, р ≤ 0,05), неадекватные эмоциональные реакции (r = –0,36, р ≤ 0,01), эмоциональная отстраненность ( r = –0,42, р ≤ 0,01). Морально-этическая ответственность личности корреляционных связей не имеет.

Корреляционный анализ по врачам-стоматологам показал, что взаимосвязи альтруизма с другими переменными не выявлено. При этом у альтруистичных студентов-стоматологов была обнаружена отрицательная взаимосвязь альтруизма с советливостью (r = –0,38, р ≤ 0,05),  с расширением сферы экономии эмоций (r = –0,38, р ≤ 0,05), эмоциональным дефицитом  (r = –0,40, р ≤ 0,05), личностной отстраненностью ( r = –0,40, р ≤ 0,05) (см. рис.1).

Рисунок 1 - Взаимосвязь альтруизма с просоциальными тенденциями и эмоциональным выгоранием  у студентов-стоматологов

Так, альтруистичные студенты обычно легкомысленны, небрежны и безответственны, часто уклоняются от выполнения своих обязанностей. При этом они еще не пресыщены человеческими контактами, но и не способны оказывать профессиональную деятельность сочувственно. У студентов еще не утрачен интерес к людям, они не тяготят общением с другими людьми и их проблемами.

Морально-этическая ответственность личности врачей-стоматологов связана с неадекватными эмоциональными реакциями ( r = –0,46, р ≤ 0,01), расширением сферы экономии эмоций (r = 0,42, р ≤ 0,05) и эмпатией (r = 0,37, р ≤ 0,05). У студентов установлена взаимосвязь уровня морально-этической ответственности личности с эмоционально- нравственным реагированием  (r = –0,42, р ≤ 0,05) (см. рис. 2).

Рисунок 2 – Взаимосвязь морально-этической ответственности с просоциальными тенденциями и эмоциональным выгоранием у врачей-стоматологов и студентов

Уровень морально-этической ответственности личности студентов в меньшей степени связан с  эмоционально-нравственным реагированием, то есть студенты не руководствуются личными предпочтениями, проявляют без избирательности эмоциональные отношения. У врачей в свою очередь расширена сфера экономии эмоций, которая проявляется в защитной форме во вне профессиональной области и они испытывают пресыщение человеческими контактами. Этому свидетельствует отрицательная корреляционная связь с неадекватными эмоциональными реакциями, что выражено в неограниченной эмоциональной отдачи на работе. Также наблюдается высокий уровень эмпатии, то есть они помогают субъекту эмпатии ориентироваться в ситуации и адаптироваться к партнеру по взаимодействию, способствуют подтверждению, самораскрытию, поддержке и облегчению страданий объекта эмпатии.

В том числе выявлена взаимосвязь совестливости у врачей-стоматологов с расширением сферы экономии эмоций (r = 0,68, р ≤ 0,01), эмоциональным дефицитом  (r = –0,38, р ≤ 0,05) и эмпатией (r = 0,37, р ≤ 0,05). У студентов совестливость связана с альтруизмом  (r = –0,37, р ≤ 0,05) (см. рис. 3).

Рисунок 3 – Взаимосвязь совестливости с просоциальными тенденциями и эмоциональным выгоранием у врачей-стоматологов и студентов

Так, совестливые врачи проявляют соучастие и сопереживание, отзывчивы в различных ситуациях и об этом свидетельствует положительная корреляционная связь с эмпатией. Вследствие этого они эмоционально устают во вне профессиональной деятельности (в общении с родными и знакомыми). При этом у совестливых студентов в меньшей степени присуще проявление альтруизма, то есть чаще всего они ориентированы на получении какой-либо выгоды (материальной или духовной).

Эмпатия у врачей-стоматологов коррелирует со следующими показателями: морально-этическая ответственность личности (r = 0,37, р ≤ 0,05),  совестливость (r = 0,37, р ≤ 0,05), неудовлетворенность собой  (r = 0,44, р ≤ 0,05), загнанность в клетку(r = 0,52, р ≤ 0,01), неадекватные эмоциональные реакции  ( r = –0,48, р ≤ 0,01), расширение сферы экономии эмоций (r = 0,45, р ≤ 0,05) и психосоматических и психовегетативных нарушений (r = 0,38, р ≤ 0,05). Эмпатия у студентов взаимосвязана с неадекватными эмоциональными реакциями (r = –0,49, р ≤ 0,01), эмоционально нравственным реагированием (r = –0,40, р ≤ 0,05), эмоциональным дефицитом (r = –0,39, р ≤ 0,05), эмоциональной отстраненностью (r = –0,64, р ≤ 0,01) (см. рис. 4).

Рисунок 4 – Взаимосвязь эмпатии с просоциальными тенденциями и эмоциональным выгоранием у врачей-стамотологов и студентов

Так, эмпатийные врачи-стоматологи проявляют высокий уровень сформированности морально-этической ответственности, руководствуются чувством долга, с уважением относится к моральным нормам. Всегда точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, отличаются ответственностью и добросовестностью. При этом у них наблюдаются изменения на уровне физического и психического самочувствия в процессе профессиональной деятельности, а вне профессиональной – они могут замыкаться, не общается с близкими ему людьми, так как пресыщаются эмоциональными контактами на работе. Порой они испытывают чувство безысходности, интеллектуально-эмоционального тупика, недовольство собой и конкретными обязанностями. Также при взаимодействии с другими людьми врачи не ограничивают свои эмоциональные проявления. В свою очередь эмпатийные студенты-стоматологи не уменьшают эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования, проявляют должное эмоциональное отношение к людям, понимают состояние и потребности другого человека. Работа с людьми им интересна и доставляет им удовольствие.

Выводы

Таким образом, у врачей-стоматологов в отличие от студентов-стоматологов наиболее выражено проявление следующих симптомов эмоционального выгорания: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, неадекватные эмоциональные реакции, эмоционально-нравственное реагирование, редукция профессиональных обязанностей, эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность, психосомато-психовегетативные нарушения. Студенты по сравнению с врачами более альтруистичны, тревожны и подвержены депрессии.

Корреляционный анализ позволил составить характеристики врачей и студентов стоматологических специальностей с различными проявлениями просоциальных тенденций: альтруистические стоматологи, совестливые стоматологи, стоматологи с морально-этической ответственностью и эмпатийные стоматологи.

Литература

  1. Мисюк М. Н. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности фельдшеров скорой медицинской помощи / М. Н. Мисюк, В. В. Максименко // Психологический журнал. — 2008. — № 1. — С. 55–59.
  2. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В. В. Бойко. — М.: Наука, 1996. — 154 с.
  3. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2002. — 512 с.
  4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и другие // Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 560 с.
Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Семейные проблемы в понимании студентов старших курсов университета
    Семейные проблемы в понимании студентов старших курсов университета Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал

    В статье показаны семейные проблемы в понимании студентов старших курсов университета. Ведущими семейными проблемами студентов старших курсов университета являются проблемы непонимания в семье, ограничение свободы, общения с родителями. Качественное изменение понимания семейных проблем студентами в процессе перехода от одного старшего курса к другому указывает на личностный рост студентов, освобождение от зависимости от родителей, пересмотр идеалов. Сделан вывод, что студенты старших курсов университета нуждаются в помощи психолога для решения ряда возникающих у них семейных проблем.

    Подробнее

  • Молодой человек говорит ужасные и обидные вещи. Подскажите, пожалуйста, что делать и как быть?
    Молодой человек говорит ужасные и обидные вещи. Подскажите, пожалуйста, что делать и как быть? Вопрос психологу Психология отношений Семейная психология||Психотерапия

    Добрый день. У меня пропало желание жить и что-либо делать. Я не думаю о суициде, просто потеряла всякий смысл двигаться дальше. На каждое действие сама себя спрашиваю, а зачем, а какой в этом смысл. Первый раз столкнулась с этим после окончания университета, стояла в гипермаркете и думала: вот и все, и что теперь дом-работа-дом-работа и ради этого я училась и взрослела, грустно. После университета работала программистом по специальности 2 года и возненавидела эту профессию, но мне действительно нравилось учиться, я была лучшая на курсе. Вот уже почти год сижу дома, устраивалась на 2 месяца и снова уволилась. Проводя время на нелюбимой работе я пришла к выводу, что это не моя стезя и в жизни нужно заниматься любимым делом. Но что это? Люблю вязать, попробовала заниматься вязанием на заказ и мне тут же стало плохо, я побыстрее закончила, чтоб не убить к этому свой интерес. В этом году снова поступила в университет на вечернее отделение по иностранному языку. Заниматься нравится, точнее когда есть возможность хоть чуточку себя проявить. На экзамене преподаватель сказала, что я лучше всех отвечала и мне так приятно было, меня заметили, вспомнила первое образование. Последнее время ощущение такое, что все что со мной было раньше, что этого будто нет, я никто, и меня нет. В фирме, что работала после универа, я сама знаю, что попусту просиживала задницу, но не знала что делать вместо этого. Однажды директору это надоело и он вызвал меня и мягко сказать отчитал, мол сидишь там как серая мышка, я в твои годы огого. Да я не против только как, чем? Я всецело принимаю мысль, что мы сами ответственны за свою жизнь и то что в ней происходит, никого не виню в этом, стараюсь. Я себя люблю и уважаю, знаю, что на многое способна, но кажется сбилась с пути, помогите...

    Подробнее

  • В какие моменты наш партнер нуждается в поддержке?
    В какие моменты наш партнер нуждается в поддержке? Психологические статьи Психология отношений

    Удивительно, но согласно новому исследованию, разрыв отношений можно наиболее точно предсказать, когда партнеры переживают как раз лучшие времена, и их отношения можно назвать вполне здоровыми.

    Подробнее

  • Взрослый, как одно из эго-состояний человека
    Взрослый, как одно из эго-состояний человека Психологические статьи

    Подробнее

  • Гештальт–терапия
    Гештальт–терапия Психологические статьи Глоссарий Глоссарий

    В гештальт–терапии используются термины гештальтпсихологии. Результатом психотерапии является осознавание и полное переживание ощущений и эмоций. Для терапевтических отношений в гештальт–терапии характерно признание за клиентом ответственности за свои чувства, потребности, опора на его стремление к росту.

    Подробнее

  • Меняем школу. Как к этому подготовить ребенка?
    Меняем школу. Как к этому подготовить ребенка? Вопрос психологу Психология семьи Психология детей и подростков

    Переезжаем. В 3 класс сын пойдет в новую школу.
    У ребенка очень хрупкая нервная система. Вокальные тики почти с 6 лет.

    Подробнее

  • Я нахожусь в постоянном конфликте с самой собой, имею склонность к депрессивным состояниям, очень ранима, стрессонеустойчива
    Я нахожусь в постоянном конфликте с самой собой, имею склонность к депрессивным состояниям, очень ранима, стрессонеустойчива Вопрос психологу Психология жизни Психотерапия

    Здравствуйте!
    Мне сложно описать мою проблему (думаю, в этом я не оригинальна).
    Мне 18 лет, я студентка. По гороскопу я Рыбы, поэтому я нахожусь в постоянном конфликте с самой собой, имею склонность к депрессивным состояниям, очень ранима, стрессонеустойчива и т.п.
    Наверно, моя главная проблема в том, что я влюблена в иллюзии. Я убежденная идеалистка. Я постоянно наталкиваюсь на несовершенство мира. Я понимаю, что жизнь такова, и я люблю ее, несмотря на мое частое отвращение к бытовой грязи. Я умею находить радости вокруг, маленькие поводы, которые позволяют улыбаться.
    Но это не удерживает меня от периодического погружения в угнетенные состояния.
    Мне кажется, что мне нет места в этом мире. Я чувствую себя аппендиксом. Костью в горле.

    Подробнее

  • Возрастные различия в виктимизации школьников со стороны одноклассников и учителей (социальная агрессия)
    Возрастные различия в виктимизации школьников со стороны одноклассников и учителей (социальная агрессия) Психологические статьи Психология детей и подростков

    Социальную виктимизацию часто называют социальной агрессией. Обсуждаем понятие и виды виктимизации, описываем классификационные признаки физической, вербальной и социальной виктимизации. Анализируются различия в формах виктимизации школьников со стороны одноклассников и учителей. Социальное манипулирование в отношении школьниц.

    Подробнее

  • Искусство «быть собой»
    Искусство «быть собой» Психологические статьи Глоссарий

    Тренинг ''Будь собой'' - это возможность увидеть этот мир ''своими глазами'', научиться создавать свою жизнь, исходя из личных желаний, принятие себя такими, какие мы есть, и, наконец, это возможность открыть для себя красоту и безграничные возможности этого мира.

    Подробнее

  • Притча - рассказ ''Душевный доктор''
    Притча - рассказ ''Душевный доктор'' Психологические статьи Сказки и притчи)

    Притча о любви

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси