Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Структура дисциплинарных воздействий при разрешении родительско-детского конфликта | Психология детей и подростков

Структура дисциплинарных воздействий при разрешении родительско-детского конфликта

И. А. Фурманов

Обсуждается проблема соотношения нормативности и индивидуальности в поведении ребенка. Рассматривается возможность формирования у ребенка нормативной индивидуальности (просоциального поведения) в противовес ненормативной индивидуальности (асоциального поведения). Обосновывается медиаторная функция родителей в дисциплинировании ребенка. Описываются различия в структурах материнских и отцовских тактик разрешения родительско-детского конфликта в зависимости от пола родителя и пола ребенка. Отмечается, что проявление жестокости в отношении детей со стороны матери является «исключительной мерой наказания», дети чаще изменяют свое поведение в результате дисциплинирования, психологической агрессии и телесных наказаний со стороны матери. Структура воспитательных воздействий отцов является более целостной, а стили разрешения родительско-детского конфликта – более разнообразными. Однако отличительная особенность отцовского поведения состоит в более жестоком обращении с ребенком.

Ключевые слова: дисциплинарные воздействия, психологическая агрессия, телесные наказания, проявления жестокости, тактики разрешения родительско-детского конфликта.

Поведение ребенка, как и любое человеческое поведение, может быть нормативным или индивидуальным. Дисциплина является составной частью нормативного поведения, правил поведения, обязательных в определенной субкультуре и восходящих к ее традициям. В связи с этим следование или нарушение дисциплины ребенком можно рассматривать либо как проявление нормативности, либо как проявление индивидуальности. Фактически отношения между нормативностью и индивидуальностью в поведении строятся на основе закона единства и борьбы противоположностей. С одной стороны, по сути это вечный конфликт между линией индивидуального развития, то есть удовлетворения собственных потребностей, и линией социализации, то есть удовлетворения потребностей социума. На психологическом уровне этот конфликт возникает в виде дилеммы «быть независимым и самостоятельным» или «быть зависимым и традиционным». С другой стороны, основу существования любого общества составляют определенные нормы и традиции, поэтому сохранение полной индивидуальности теоретически возможно, но мало вероятно. С нашей точки зрения, «примирением» нормативности и индивидуальности в воспитании ребенка стало бы формирование у него нормативной индивидуальности (просоциального поведения) в противовес ненормативной индивидуальности (асоциального поведения).

Родители выступают в качестве медиаторов, посредников между обществом и развивающимся ребенком. Эта роль является экономически оправданной и целесообразной по многим основаниям. Во-первых, именно родители (то есть выросшие дети) являются готовым «социальным продуктом» общества, усвоившим в результате воспитания необходимые традиции и нормы поведения. Во-вторых, нормативное поведение родителя для ребенка – понятие конкретное, а не абстрактное – оно видимое и слышимое, а главное, результативное (поощряемое или наказываемое). В-третьих, эффективность трансляции нормативности обусловливается еще и близостью родителей к ребенку, их авторитетностью и значимостью, то есть теми качествами, которые отсутствуют у общества в восприятии ребенка. Именно поэтому «крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: Что такое «хорошо»? и Что такое «плохо»?

Воспитанные в разных социокультурных средах, большинство родителей имеют собственную систему нормативных представлений о том, каким должно быть поведение ребенка. Поэтому нарушение ребенком дисциплины, когда его поведение вызывает у родителя переживание состояния диссонанса, как правило, приводит к родительско-детскому конфликту. Состояние консонанса достигается действиями родителя, направленными на исправление проступка ребенка.

Вместе с тем, как показывают многочисленные исследования, тактики разрешения родительско-детского конфликта в сфере воспитания существенно различаются в зависимости от пола ребенка и самого родителя [1]. В частности, отмечается, что в целом матери, чаще, чем отцы, применяют дисциплинарные воздействия в отношении детей [2] [3], поскольку проводят с ними больше времени [4]. Матери и отцы также имеют тенденцию использовать различные методы дисциплины. Например, было установлено, что отцы чаще использовали принудительные тактики, чем матери, в то время как матери чаще прибегают к индуктивной дисциплине, чем отцы [5] [6]. Матери и отцы не различались по таким формам поддержания дисциплины, как наказания без объяснения причин и психологическая агрессия [6].

Телесные наказания были центром исследования психологов чаще, чем другие формы дисциплины. Литература представляет противоречивые данные относительно того, используют ли отцы телесное наказание чаще или реже, чем матери [7] [8] [9]. Некоторые исследования свидетельствуют, что матери и отцы в одинаковой степени отдают предпочтение использованию различные форм телесных наказаний. Однако в одном исследовании было выявлено, что отцы в большей мере склонны к использованию физического сдерживания, чем матери. В отношении такого наказания, как порка/битье, также не было обнаружено значимых различий между матерями и отцами. Вместе с тем в ситуации выбора наказания (то есть бить или не бить) отцы чаще отдают предпочтение сдерживанию, а матери порке и битью [1] [10].

Справедливости ради, необходимо отметить, что матери и отцы, наряду с телесными наказаниями, используют и другие дисциплинарные техники. Такие данные могут представлять определенную ценность, так как эффективность метода дисциплины может зависеть от того, с какими другими методами он сочетается. Например, эффективность телесного наказания может зависеть, используют ли родители также урезонивание и объяснение [11].

Вместе с тем в литературе существуют лишь фрагментарные данные о зависимости применения дисциплинарных мер от пола родителей и детей. В частности, отмечается, что отцы имеют тенденцию более сурово наказывать сыновей и больше утешать и одобрять дочерей, а матери – быть более снисходительными и терпимыми к сыновьям, чем дочерям [7] [10]. Поэтому с целью получения более полных данных о дифференцированности использования родителями тактик разрешения родительско-детского конфликта от пола ребенка и было проведено данное исследование.

Метод

В исследовании использовалась картиночная версия шкалы поведения в родительско-детском конфликте (CTSPC-P – Picture-Card Version for Young Children of the Parent-to-Child Conflict Tactics Scales), разработанной К. Меберт и М. Строосом [1] [12] для оценки методов, используемых родителем для воспитания ребенка в возрасте от 6 до 9 лет. Состоит из 4 наборов картинок (отец-сын, мать-сын, отец-дочь, мать-дочь), каждый из которых включает 22 картинки, изображающие сцены ненасильственного дисциплинирования, психологической агрессии и физического насилия (телесных наказаний, проявления жестокости и проявления чрезмерной жестокости). Ребенку показывалась картинка и его просили ответить, похожа ли ситуация, изображенная на картинке, на ту, которая есть в их семье. Если ребенок отвечал положительно, то ему давался ряд из пяти цветных кружков, обозначающих ответы («никогда» – 1 балл, «однажды» – 2 балла, «несколько раз» – 3 балла, «много раз» – 4 балла, «каждый раз» – 5 баллов) и просили сказать, как часто это случалось.

В исследовании приняли участие 97 младших школьников (48 мальчиков и 49 девочек) в возрасте 6-8 лет.

Результаты и их обсуждение

Проведенное исследование позволило обнаружить различия в структурах материнских и отцовских тактик разрешения родительско-детского конфликта (Рисунок 1 и 2). Так, матери отличаются двумя ярко выраженными стилями дисциплинарных воздействий в отношении детей. Основу первого стиля составляют дисциплинирование (объяснение ребенку неправильности его поступка, временная изоляция, предоставление возможности исправиться, лишение привилегий или ограничения в чем-либо), психологическая агрессия (крик, ругань, брань, оскорбления, проклятия, угрозы выгнать из дома, отшлепать или побить) и телесные наказания (щипание, шлепанье рукой по попе, рукам или ногам, битье по попе ремнем или другими предметами). Основу другого стиля, который, как показывают исследования автора, используется крайне редко, составляют проявление жестокости (пощечины, подзатыльники, дергание за уши, удары кулаком или ногой, ремнем, палкой или другими твердыми предметами) и чрезмерной жестокости (удушение, избиение, намеренное прижигание или ошпаривание кипятком, угрозы ножом или другими опасными предметами). Можно заметить, что оба этих стиля в воспитательном поведении матерей являются как бы взаимоисключающими. Иными словами, чем чаще дети изменяют свое поведение в результате дисциплинирования, психологической агрессии и телесных наказаний, тем реже матери проявляют санкции, отличающиеся жестокостью. Таким образом, можно предположить, что проявление жестокости в отношении детей со стороны матери является «исключительной мерой наказания».

Рисунок 1. Взаимосвязь материнских тактик разрешения родительско-детского конфликта

Несколько иное поведение характерно для отцов: структура их воспитательных воздействий является более целостной, а стили – более разнообразными. Однако отличительная особенность отцовского поведения состоит в более жестоком обращении с ребенком.

Рисунок 2. Взаимосвязь отцовских тактик разрешения родительско-детского конфликта

Исследования обнаружили существенные различия в структурах воспитательных воздействий родителей в зависимости от пола ребенка.

Так, матери в отношении сыновей придерживаются двух описанных выше стилей разрешения родительско-детского конфликта (Рисунок 3). Для отцовского поведения присуще большее разнообразие дисциплинирующих воздействий, в которых проявление жестокости в отношении сыновей является неотъемлемой частью (Рисунок 4). Возможно, в семьях отец используется в качестве «тяжелой артиллерии», когда мать, безрезультатно исчерпав весь арсенал ненасильственных методов дисциплинирования сына, призывает на помощь отца для более радикального разрешения воспитательного конфликта.

Рисунок 3. Взаимосвязь материнских тактик разрешения родительско-детского конфликта с сыновьями

Рисунок 4. Взаимосвязь отцовских тактик разрешения родительско-детского конфликта с сыновьями

Более разительные отличия наблюдаются в тактиках разрешения родительско-детского конфликта с дочерями. Матери основной упор делают на дисциплинирование, психологическую агрессию и телесные наказания (Рисунок 5). Отцы ограничиваются дисциплинированием и психологической агрессией (Рисунок 6). Можно заметить, что и матери, и отцы могут проявлять жестокость по отношению к дочери. Однако в поведении матерей проявления жестокости и чрезмерной жестокости коррелируют более сильно и значимо, чем в поведении отцов. Это позволяет выдвинуть предположение, что матери в отношении дочерей более жестоки и репрессивны, чем отцы.

Рисунок 5. Взаимосвязь материнских тактик разрешения родительско-детского конфликта с дочерями

Рисунок 6. Взаимосвязь отцовских тактик разрешения родительско-детского конфликта с дочерями

Таким образом, на основании проведенного исследования, можно сделать следующие обобщенные выводы:

Проявление жестокости в отношении детей со стороны матери является «исключительной мерой наказания», дети чаще изменяют свое поведение в результате дисциплинирования, психологической агрессии и телесных наказаний со стороны матери. Структура воспитательных воздействий отцов является более целостной, а стили разрешения родительско-детского конфликта – более разнообразными. Однако отличительная особенность отцовского поведения состоит в более жестоком обращении с ребенком.

Литература

  1. Фурманов, И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция / И. А. Фурманов. Спб.: Речь, 2007.
  2. Hart, C. H. Comparative study of maternal and paternal disciplinary strategies / C. H. Hart, C. C. Robinson // Psychological Reports, 1994. № 4. Р. 495–498.
  3. Power, T. G. Compliance and selfassertion: Young children's responses to mothers versus fathers / T. G. Power, M. P. McGrath, S. О. Hughes, S. H. Manire // Developmental Psychology, 1994. № 30. Р. 980–989.
  4. Sandberg, J. F. Changes In children's time with parents: United States, 1981–1997 / J. F. Sandberg, S. L. Hofferth // Demography, 2001. № 38. Р. 423–436.
  5. Barnett, M. A. Factors affecting children's, adolescents', and young adults' perceptions of parental discipline / M. A. Barnett, S. W. Quackenbush, C. S. Sinisi // The Journal of Genetic Psychology, 1996. № 157. Р. 411–424.
  6. Russell, A. Sex-based differences in parenting styles in a sample with preschool children/ A. Russell, V. Aloa, T. Feder, A. Glover, H. Miller, G. Palmer // Australian Journal of Psychology, 1998. № 50. Р. 89–99.
  7. Feldman, S. S. The relationship between parenting styles, sons' selfrestraint, and peer relations in early adolescence / S. S. Feldman, K. R. Wentzel // Journal of Early Adolescence, 1990. № 10. Р. 439–454.
  8. Day, R. D. Predicting spanking of younger and older children by mothers and fathers / R. D. Day, G. W. Peterson, C. McCracken // Journal of Marriage and the Family, 1998. № 60. Р. 79–94.
  9. Straus, M. A. Identification of child maltreatment with the parent-child Conflict Tactics Scales: Development and psychometric data for a national sample of American parents / M. A. Straus, S. L. Hamby, D. Finkelhor, D. W. Moore, D. Runyan // Child Abuse and Neglect, 1998. № 22. Р. 249–270.
  10. Nobes, G. Physical punishment by mothers and fathers in British homes / G. Nobes, M. Smith, P. Upton, A. Heverin // Journal of Interpersonal Violence, 1999. № 14. Р. 887–902.
  11. Larzelere, R. E. Punishment enhances reasoning's effectiveness as a disciplinary response to toddlers / R. E. Larzelere, P. R. Sather, W. N. Schneider, D. B. Larson, P. L. Pike // Journal of Marriage and the Family, 1998. № 60. Р. 388–403.
  12. Mebert, C. Picture-Card Version for Young Children of The Parent-To-Child Conflict Tactics Scales / C. Mebert, M. A. Straus // Available in: pubpages.unh.edu.

Напечатана в журнале «Психология». — № 3, 2008. — С. 9–12.

Фурманов И.А.

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Этиологический анализ психологических причин нарушений поведения детей подросткового и юношеского возраста
    Этиологический анализ психологических причин нарушений поведения детей подросткового и юношеского возраста Психологические статьи Детская психология Психология детей и подростков

    Нарушения поведения детей подросткового и юношеского возраста обусловлены целым рядом психологических причин в результате неравномерности онтогенетического развития и особенностей воспитания. Также рассмотрены различные сферы, в которых наиболее ярко проявляются данные нарушения.

    Подробнее

  • Аффективно-динамическая теория адаптации
    Аффективно-динамическая теория адаптации Психологические статьи Научные публикации

    В основе человеческого поведения лежат потребности, которые непосредственно побуждают индивида к активности, направленной на достижение равновесия с окружающей средой, то есть адаптацию. А направленность поведения с целью удовлетворения потребностей, в свою очередь, определяется системой доминирующих мотивов. В случае удовлетворения—неудовлетворения потребностей меняется направленность поведения человека, что очень подробно отражено в статье.

    Подробнее

  • Стресс от женской жизни летом
    Стресс от женской жизни летом Психологические статьи Психология и стресс

    Как мы представляем идеальное лето? Дети играют во дворе и наслаждаются тем, что им не нужно ходить в школу. Муж на рыбалке. А вы убираете дом, стираете и готовите. Знакомо? Хотя лето — это время, когда надо наслаждаться отдыхом и солнцем, большинство женщин продолжают выполнять рутинную работу, заботясь о своей семье и не давая себе передохнуть. Лето — это идеальное время, чтобы направить энергию, обычно используемую для помощи окружающим, на отдых, личное время и перерыв от каждодневной ответственности. Эта техника способна помочь в предотвращении физических и эмоциональных трудностей, с которыми сталкивается женщина, когда ставит в приоритет интересы других и игнорирует свои собственные.

    Подробнее

  • Как справиться с экзистенциальным кризисом?
    Как справиться с экзистенциальным кризисом? Вопрос психологу Психология жизни Популярная психология||Психотерапия

    Меня мучит такое состояние как навязчивые мысли.
    С помощью абсурдных иррациональных верований я как-будто отключаю себя из жизни. Это происходит со мной уже давно, и я пришла к тому, что избегаю таким образом взросления, осознания своей конечности, одиночества и бессмысленности жизни. Я понимаю, что мне очень тяжело принять эти экзистенциальные факты. Но периодически я скатываюсь обратно в тупое состояние навязчивостей.

    Подробнее

  • Моя дочь недавно начала шепелявить. Меня это волнует и начало раздражать в последне время
    Моя дочь недавно начала шепелявить. Меня это волнует и начало раздражать в последне время Вопрос психологу Психология отношений||Психология семьи Семейная психология

    Добрый день! Моей дочери 4 года, недавно начала шепелявить, говорит букву С, ставя язык между зубами, до этого прекрасно говорила и произносила все звуки, очень чистое произношение. Мы живем в Женеве, и мой муж итальянец, дочь соответсвенно говорит на французском, это ее родной язык, она даже играя со своими куклами говорит на французском, и немного по-итальянски. По-русски говорит только со мной иногда с моими друзьями и их детьми. Подскажите как реагировать на это изменение в ее речи, меня это волнует и начало раздражать в последне время, сорвалась на нее, она расплакалась, я тоже, потом ругала себя, пожалуйста, посоветуйте как быть. Спасибо заранее!

    Подробнее

  • Мой сын во всех своих неудачах обвиняет родителей
    Мой сын во всех своих неудачах обвиняет родителей Вопрос психологу Психология семьи

    У моего сына (7 лет) есть привычка во всех своих неудачах обвинять родителей: не умеет завязывать шапку - это ты, мама, не научила; упал ботинок с ноги - это ты, мама виновата; не может найти свои игрушки - это папа их куда-то убрал. Мы должны оправдываться перед ним? Не могу поверить, что он на самом деле не понимает, что происходит. Это манипуляция какая-то?

    Подробнее

  • Социокультурная детерминация смысложизненного кризиса в развитии личности
    Социокультурная детерминация смысложизненного кризиса в развитии личности Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал Научные публикации||Психологический журнал

    В статье анализируется социальная, культурная, историческая обусловленность процессов поиска и практической реализации личностью смысла индивидуальной жизни. Личность формирует смысл собственной жизни в условиях ценностного либерализма, который предполагает свободу утверждения или отрицания любых ценностей по отдельности и в любых сочетаниях. На наш взгляд, такой уклад аксиосферы в целом способствует продуктивному поиску и реализации смысла индивидуальной жизни, но, вместе с тем, может детерминировать специфические смысложизненные дилеммы и коллизии в развитии личности.
    Обосновывается влияние социокультурного контекста на механизмы и закономерности возникновения, протекания и преодоления различных видов смысложизненного кризиса в развитии личности.

    Подробнее

  • Голод или белковый перекус!
    Голод или белковый перекус! Психологические статьи Красота и здоровье Красота и здоровье

    Сегодня я хочу предложить вам разобраться с таким явлением, с которым часто сталкиваются люди, контролирующие вес, — голод. Согласно научному определению, голод — состояние человека, вызванное недостаточным поступлением веществ, необходимых для поддержания постоянства внутренней среды. Голод наступает позже аппетита — приятного чувства, обозначающего, что пришло время принимать пищу. Если вы пропустили прием пищи в привычное время, организм напоминает об этом неприятным чувством голода.
    И чувством голода, и аппетитом управляет часть головного мозга (гипоталамус), а реагирует наш мозг на уровень глюкозы крови, которая образуется в процессе поступления пищи в организм человека.
    Чувство голода влияет на психику и поведение человека.

    Подробнее

  • Ужасное чувство беспомощного и совершенно беззащитного ребенка. Травматичный опыт
    Ужасное чувство беспомощного и совершенно беззащитного ребенка. Травматичный опыт Вопрос психологу Психология и стресс Популярная психология||Психотерапия

    У нас недавно в гостях была семья, у которой трехлетний сын. Родители применяют к нему дисциплинарные меры, включая использование ремня, как и со своими старшими детьми. Однако, ребенок вполне доволен и счастлив. Я не хотела бы обсуждать и вмешиваться в их семейные дела. Я хочу поделиться тем, что сегодня произошло с этим маленьким мальчиком в моем присутствии. Мать угрожала ему не ремнем, а просто грозным металлическим тоном. Она сказала: - Положи это мгновенно, иначе я принесу ремень! Увы, мальчик не послушался. Тогда она сказала: - На этом все, я пойду за ремнем!

    Подробнее

  • Гештальт-эскизы
    Гештальт-эскизы Психологические статьи Психотерапия

    Этот текст начинался как совместное творчество трёх коллег Владимира Филипенко, Марии Андреевой и меня, Олега Силявского. Было время, когда мы собирались вместе, чтобы поделиться мыслями и наработками в области гештальт-терапии, и даже подумывали о том, чтобы написать совместную книгу. К сожалению, оказалось, что в наших жизненных планах не очень много пространства для такого проекта. Мы прекратили эту затею. Но тексты, которые были наработаны во время наших встреч остались... Идеи, высказанные там, были интересны, и мне показалось важным, чтобы они увидели свет. Поэтому, взяв за основу наши черновики, я написал это эссе. При написании текст вырос более чем в двое, сильно изменился, «оброс» новыми идеями и смыслами, поэтому мне следует взять на себя его авторство.

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси