Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Танцевально — двигательная терапия | Глоссарий

Рубрика: Глоссарий

Танцевально — двигательная терапия

«Жизнь — это танец, ваш собственный танец с жизнью.
Эта метафора предполагает, что все, с чем вы встречаетесь в жизни, является партнером по танцу.
Это означает, что в жизни, может быть, нет логически обнаруживаемого смысла, но есть красота.
Это означает, что у вас нет свободы отказаться от танца, но есть возможность выбора позиции и движения» — А. Гиршон.

Танцевально–двигательная психотерапия — особый вид сочетания искусства и терапии, а еще точнее «терапии искусством».
Если вы решитесь прийти на нее, то услышите, скорее всего, необычную музыку, и узнаете, что вас совсем не будут учить каким-либо движениям. Наоборот, здесь вас будут поощрять исследовать свой двигательный репертуар и свободу самовыражения в танце, т.к. в танцтерапии важно осознание клиентом своих привычных движений, исследование внутренних импульсов своего тела и их влияния на общую картину его танца, а так же расширение и углубление разнообразия своих движений. Танцтерапевты уверены, что изменение характера движений ведет к развитию и преобразованию качеств личности. Кроме того, чаще всего танцтерапия проходит в групповом формате, а упражнения предлагаются и в парах и в микрогруппах. В результате, вы сможете быстро и достаточно легко познакомиться со многими людьми и увидеть, насколько у разных людей бывают различны и индивидуальны движения, выражающие одни и те же эмоции, состояния.
Вы также научитесь больше внимания обращать на положение своего тела в пространстве и особенности своих движений и их выразительности в повседневной жизни.

Краткая история возникновения танцевально–двигательной психотерапии как самостоятельного направления.

Основоположницей танцевально–двигательной терапии принято считать Мерион Чейз. Она заметила, что ее ученики больше интересовались выражением конкретных чувств в танце, нежели самой техникой танца, и она перенесла акцент с танцевальной техники на выражение индивидуальных потребностей посредством движения. В 1946 году ее пригласили опробовать свои методы с госпитализированными психиатрическими больными. Эту дату считают днем рождения танцевально–двигательной терапии.
Первые танцтерапевты М.Чейз, Т.Шуп, М.Уайтхаус, Б.Эван использовали танец как способ лечения психиатрических пациентов с посттравматическим синдромом, сосредоточившись преимущественно на психофизиологических функциях танца. Позже танцевально–двигательная психотерапия стала применяться при работе с нормальными и невротичными клиентами. Первыми танцевальными психотерапевтами были профессиональные танцоры, поэтому зачатки теории данного направления в психотерапии стали появляться только в конце 1950‐х годов.
В конце 1950х гг. в США создаются первые обучающие программы, разработанные М.Чейз, Т.Шуп, М.Уайтхаус, Б.Эван, Л.Эспенак.
В 1966 году  учреждена Американская ассоциация танцевально–двигательной психотерапии, и эту дату принято считать началом развития танцевально–двигательной терапии как самостоятельной дисциплины.

В танцевально–двигательной терапии можно выделить три группы подходов:

  • Клиническая танцевально–двигательная терапия.Чаще используется как вспомогательная терапия совместно с лекарственной. Она особенно эффективна для пациентов, имеющих нарушения речи и проблемы в сфере межличностных коммуникаций. В таком виде танцтерапия существует с 1940 г.г.
  • Танцевально–двигательная психотерапия.Один из видов психотерапии, ориентированный на решение конкретных запросов клиентов. Чаще всего здесь используется психоанализ или подход аналитической психологии К.Г. Юнга. Работа может проходить как в групповой, так и в индивидуальной форме.
  • Танцевально-двигательная терапия, осуществляемая в целях личностного роста и самосовершенствования. Эти занятия рассчитаны на людей, которые не страдают от проблем, но хотят чего-то большего в своей жизни. То танец становится способом узнавания себя, своих особых индивидуальных качеств, с его помощью становится возможным вывести неосознанные истории своего тела на свет осознания, расширить представления о самом себе, найти новые пути самовыражения и взаимодействия с другими людьми.

Техники танцевально-двигательной психотерапии могут использоваться внутри разных направлений психотерапии (психоанализ, гештальт-подход и т.д.), т.к. не являются выражением определенного взгляда на природу человеческого сознания.

Цели и принципы танцевально–двигательной терапии.

Как работает танцевально-двигательная терапия?
Наше тело хранит в себе память всей нашей жизни, тех ограничений, которые мы приобрели, и тех возможностей, которые мы можем использовать. У каждого тела есть свой язык. Чаще всего это очень «тихий» язык — едва заметный наклон головы, редко осознаваемые движения пальцев, небольшие напряжения в плечах или бедрах, которые мы просто не замечаем.
У каждого тела есть свои «любимые» (скорее, привычные) позы, жесты, особенности походки, которые присущи именно ему. К сожалению, большинство из нас не привыкли обращать внимание на этот язык — на то послание, которое несет в мир наше тело, хотя именно это «послание» неосознанно считывается другими людьми и формирует впечатление о нас. Одна из основных задач танцевальной психотерапии — научить человека слышать неповторимый голос своего тела.
У нас есть определенный образ своего «Я», и даже если он не соответствует реальности,— поставить его под сомнение достаточно непросто. Образ «Я» выражен в образе тела. «Душа и тело — не отдельные сущности, а одна и та же», — Карл Густав Юнг. Стереотипы, которые порождены воспитанием и перенесенными стрессами, воплощаются и в нашей жизни, и в нашем теле. У нас есть ограничения, страхи и нереализованные желания, и тело также выражает их. Но, к счастью, мы больше, чем наши ограничения, человек — это процесс и субъект развития, у нас всегда есть возможность движения, танца.
Ограничения, которые существуют в нашем сознании и выражаются нашим телом, не позволяют нам получить (или дать) то, чего мы по–настоящему хотим. Некоторые из этих ограничений являются не более чем привычкой. Осознанное исследование и раскрытие новых возможностей через танец и движение позволяет прийти к новому пониманию своего «Я», своих возможностей.

Основные цели танцевально–двигательной терапии:

  • Вовлечение человека в процесс личностной интеграции и роста с помощью танца и движения. Под личностной интеграцией и ростом понимается способность к самовыражению, спонтанность и аутентичность, самоактуализация, креативность, принятие многомерности и уникальности своего опыта, формирование целостного образа своего «Я».
  • Формирование целостного процессуального восприятия личного опыта через осознание и интеграцию связи движения с чувствами, образами и представлениями, расширение сферы осознания клиентами собственного тела, индивидуального двигательного репертуара, их особенностей и возможностей.
  • Выявление неэффективных стереотипов движения, поведения и взаимодействия; приобретение новых возможностей проявления себя через изменение старых стереотипов.
  • Создание глубинного индивидуального и группового опыта, охватывающего как персональные, так и межличностные, групповые переживания.

Техники танцевально–двигательной терапии создают возможность доступа к различным структурам и слоям системы «тело — сознание» и их интеграции. Танец может служить плодотворной почвой для развития осознания, которое, как утверждается в различных школах психотерапии, и является целительной силой. (Уилбер, 2004)
В танцевально–двигательной терапии осознание клиента направляется на взаимосвязь различных языков сознания: ощущений, чувств, образов, знаков. Особым интегрирующим элементом при этом становятся качества движения, как целостные репрезентации личностных качеств (в танцевально–двигательной терапии считается, что манера и характер движений отражают личностные особенности человека, а изменения положения тела или характера движений отражают психологические и физические трансформации в личности).

В танцевально–двигательной терапии используются особые возможности танца:

  • непосредственность переживаний чувств и взаимоотношений,
  • наглядность стереотипов поведения и взаимодействия;
  • процессуальность (изменчивость и непрерывность) как корневая характеристика любого человеческого опыта. Мы обращаемся к способности танца (особенно парного) быть моделью и метафорой человеческих отношений.

Все эти предпосылки требуют развития осознания для перевода их в терапевтический процесс.

В танцевальном тренинге сочетаются игра, исследование и искусство.
Игру и танец объединяют легкость, возможность быстро переходить от одной «реальности» к другой, постоянная смена состояний и наличие трансцендентности (« все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально»).
Танец — это исследование.

  • Во-первых, потому, что танец, в котором раскрывается и трансформируется психическая жизнь, у каждого человека индивидуален.
  • Во-вторых, движение всегда наглядно, и этот опыт становится возможно описать как изнутри, так и извне, что уводит нас от полной субъективности, выводя в пространство танцтерапевта (ведущего) и танцующего.

В процессе исследования процесса танца нас интересуют четыре вопроса:

  1. КАК человек двигается?
  2. ЧТО человек чувствует, когда танцует?
  3. КАКИЕ стратегии поведения и взаимодействия он использует?
  4. КТО танцует? Как проживается та подвижная, меняющаяся идентичность «Я» в движении.

Танцевально–двигательная терапия работает с тремя областями:

  1. Тело, его возможности и ограничения, поиск ответа на вопрос « что несет в мир мое тело?»
  2. Представление о самом себе, расширение и раскрытие этих представлений, поиск ответа на вопрос «кто я?»
  3. Взаимодействие с другими людьми, сфера межличностных отношений, поиск ответа на вопрос « кто ты и что мы можем вместе?»

К наиболее часто встречающимся результатам танцевально–двигательной терапии можно отнести:

  • Возрастание доверия к членам группы и уверенности в себе в группе.
  • Расширение доступа к бессознательным чувствам на невербальном уровне как предвестник вербальной коммуникации.
  • Упрощение доступа к собственным фантазиям в плоскости движений в защищенном пространстве группы.
  • Увеличение контактности.
  • Интеграция частей тела, воспринимавшихся ранее отдельными, углубление контакта со свом телом, движения  - более выразительны.
  • Посредством танцтерапии можно воздействовать на бессознательные области, не доступные для терапии, ориентированной лишь вербально.

В танцевально–двигательной терапии чаще используется групповая форма работы, т.к. в пределах группы танцор «переживает» свое тело, выражая себя в танце посредством языка тела, осуществляет контакт как с самим собой, так и с группой, что имеет огромный творческий, интегративный и излечивающий эффект не только для самого танцора, но и для группы. Особую роль здесь играет вербализация переживаний и опыта всеми участниками процесса и танцорами и «пассивными» наблюдателями. Здесь есть не только опыт проживания и встречи с глубинными чувствами довербального периода, но и первыми попытками их выражения как телесно, так и с помощью речи и многое, многое другое.

Список используемой литературы:

  1. Гиршон А. Танцевально-двигательная терапия в контексте тренингов личностного роста // Танцевально-двигательная терапия. Вып. 2. М.,1997. 46с.
  2. Гиршон А. Танец как метафора и не только// Танцевальная импровизация: теория, история, практика. №1.1999. с 4-5.
  3. Старк А. Танцевально-двигательная терапия. Ярославль: Самиздат 1994. 17с
  4. Танцевально-двигательная терапия /Под ред.Бирюковой И.Ярославль:Самиздат,1994. 131с.
  5. Уилбер К. Интегральная психология. М.: АСТ, 2004.288с.
  6. Фельденкрайз М. Осознавание через движение. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. 160с.

Статью подготовила психолог, сертифицированный танцевально–двигательный терапевт, Белова Оксана.

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Магическая сила водяных кристаллов
    Магическая сила водяных кристаллов Психологические статьи Красота и здоровье

    Исследования доктора Эмото привлеи к выявлению феноменальной способности молекул изменяться под воздействием наших мыслей, слов и чувств. Доктору Эмото удалось установить, как кристалы, образующиеся в замерзшей воде, изменяются под воздействием направляемых на них мыслей. Он обнаружил, что вода под воздействием слов любви формирует красивые сложные узоры, а под воздействием слов с негативной эмоциональной окраской — несовершенные, ассимитричные кристаллы.

    Подробнее

  • Социокультурная детерминация смысложизненного кризиса в развитии личности
    Социокультурная детерминация смысложизненного кризиса в развитии личности Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал Научные публикации||Психологический журнал

    В статье анализируется социальная, культурная, историческая обусловленность процессов поиска и практической реализации личностью смысла индивидуальной жизни. Личность формирует смысл собственной жизни в условиях ценностного либерализма, который предполагает свободу утверждения или отрицания любых ценностей по отдельности и в любых сочетаниях. На наш взгляд, такой уклад аксиосферы в целом способствует продуктивному поиску и реализации смысла индивидуальной жизни, но, вместе с тем, может детерминировать специфические смысложизненные дилеммы и коллизии в развитии личности.
    Обосновывается влияние социокультурного контекста на механизмы и закономерности возникновения, протекания и преодоления различных видов смысложизненного кризиса в развитии личности.

    Подробнее

  • Нужна помощь. Замужем, встречаюсь с бывшим мужчиной, он женат. Новые отношения с бывшим
    Нужна помощь. Замужем, встречаюсь с бывшим мужчиной, он женат. Новые отношения с бывшим Консультация психолога онлайн

    Я поняла что мне нужна помощь... я 10 лет знакома с парнем... Любовь была безумная.... потом случилась размолвка и мы разошлись... за это время я вышла замуж, а он женился.. у нас родились дети (практически одного возраста).. И вот прошло полтора года после наших свадеб, и мы начали опять встречаться.... Вместе нам хорошо, я себя опять чувствую девчонкой

    Подробнее

  • Рассталась с молодым человеком. Я устала от этих отношений, но порой мне хочется все вернуть назад
    Рассталась с молодым человеком. Я устала от этих отношений, но порой мне хочется все вернуть назад Психологические статьи Психология отношений Психотерапия

    Здравствуйте! У меня такая проблема. Мне 32 года, два месяца назад я рассталась с молодым человеком, с которым прожила год и два месяца. Расставание было довольно безболезненным, так как это была обоюдная инициатива. Дело в том что я устала от этих отношений, устала от лжи и измен, устала от финансовых проблем (сама я себя обеспечить могу), устала от ''бытовухи''. Но когда мы разъехались, то поняла, что роднее человека у меня нет, ближе и роднее... Я скучаю по нашему общению, по тому что он шлепает тапками каждый вечер по квартире, по тому, что он может подойти и невзначай обнять и поцеловать... Но в то же время я понимаю, что не скучаю совсем именно по отношениям с ним. Я привела себя в порядок после разрыва (в плане внешнего вида), стала очень много общаться с людьми, знакомиться с мужчинами, но вот скучаю по нему. Возможно это зависимость, возможно страх остаться одной в таком возрасте, но порой мне хочется все вернуть назад, но негатива было много, и это меня останавливает. Я чувствую, что с его стороны та же песня: ты мне дорога, но вместе нам не быть. Мы продолжаем общаться, у нас много общих тем, которые мы можем обсудить только друг с другом, но хочется большего. Хочется семьи, к которой я стремилась именно с ним, но без всех тех проблем. Понимаю мозгом, что невозможно усидеть одной попой на двух стульях, но сердце все-таки надеется. Помогите советом, что мне делать? Если полностью прекращу с ним общаться - впаду в глубокую депрессию, если буду продолжать - хорошим это вряд ли закончится...

    Подробнее

  • В чем заключается уверенность в себе
    В чем заключается уверенность в себе Психологические статьи Популярная психология

    Как выглядит уверенный в себе человек? Это знает каждый из нас. Громкая речь без пауз и заминок, ровная интонация, открытая поза, опущенные плечи и поднят подбородок, расслабленность и отсутствие напряжения, устойчивое, комфортное положение ног и тела. Но если соблюдать все эти рекомендации, можно ли стать действительно уверенным? Или это будет только игра? В чем же по-настоящему заключается уверенность в себе?

    Подробнее

  • Какой-то замкнутый круг: как пережить измену?
    Какой-то замкнутый круг: как пережить измену? Психологические статьи Психология общения||Психология семьи Семейная психология||Психотерапия

    Я прожила с мужем в браке почти 10 лет... У нас замечательные дети (сыну 8 лет, дочери 2 года)... На мой юбилей я получила шикарный "подарок" от любимого: вышла за ним на лесничную площадку и услышала нежным дрожащим голосом слова ''Я тебя люблю... я тебя хочу'', но увы, эти слова предназначались далеко не мне, а кому-то на той стороне трубки... Вот и всё всё покатилось под откос... Я сказала, чтоб собрался и ушёл.. он ушёл... та которая послужила причиной окозалась замужем , у неё дочь... но мой муж похоче действительно испытывает к неё трепетное чувство любви... Она не ушла от своего мужа, он сам ушёл от неё 4 дня назад,когда узнал ... она попросила у моего мужа время для раздумий, а мой муж продолжает надеятся на то, что будет теперь с ней... Он ''дал'' ей неделю на размышления... я просила его вернуться, т.к. действительно сильно люблю его, но... теперь моя жизнь и жизнь моих детей зависит от какой-то непонятной женщины... Самое интересное, что мой муж ушел к той которая курит, хотя всю жизнь не приемлет этого... Сын стал неуправляемым, не слушается, грубит мне...Вот так... Сил больше нет... каждый день начинается со слёз и тем же заканчивается... Прошу у Бога сил, чтобы всё это пережить, но.... Самое ужасное, что если он не вернётся, то свою дальнейшую жизнь без него, я не представляю, а с другой стороны, если он вернётся только потому, что его пробросили там…это ужасно, какой-то замкнутый круг… и что делать – не представляю…помогите каким-либо советом, что мне делать?…

    Подробнее

  • Здоровое питание — цельные злаки!
    Здоровое питание — цельные злаки! Психологические статьи Красота и здоровье Красота и здоровье

    Современные нормы здорового питания рекомендуют сделать цельные злаки половиной дневного рациона злаков. То есть, как минимум, три порции цельных злаков в день. Самый простой способ увеличить потребление цельных злаков — это заменить некоторые продукты, сделанные из обработанного зерна, на их цельнозерновые эквиваленты.

    Подробнее

  • Нет-нет, не нужно слов. О чем сигналят мужчины
    Нет-нет, не нужно слов. О чем сигналят мужчины Психологические статьи Психология отношений Популярная психология

    Язык тела. Кроме учета совокупности жестов и соответствия между словами и телодвижениями, для правильной интерпретации жестов необходимо учитывать контекст, в котором живут эти жесты. Разберем жесты близких мужчин или мужей. Если мужчина говорит, что вы для него важны и что он любит вас, при этом не смотрит в глаза, или прячет ладони или находится не напротив вас или рядом, а слегка сзади или впереди, то насторожитесь… он неискренен, и говорит это с какой-то, ему известной целью.

    Подробнее

  • Что такое тренинги на развитие успешности и почему туда стоит пойти?
    Что такое тренинги на развитие успешности и почему туда стоит пойти? Психологические статьи Тренинги Популярная психология

    Маленькие девочки играют в куклы, большие — ходят на тренинги. Западное увлечение психотерапевтическими перфомансами и групповой терапией пришло и в Беларусь: заинтересованных в своем личностном росте и успешности у нас становится все больше.

    Подробнее

  • Родительские установки
    Родительские установки Психологические статьи Семейная психология

    Личность формируется с раннего детства под влиянием родительского воспитания. Многие наши убеждения, предрассудки, ценности, отношение к действительности, проявление наклонностей, наши психологические защиты, определяются родительским программированием. Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. Положительные установки - это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире.

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси