В родительской воспитательной позиции выделяются две основные важнейшие переменные — эмоциональное принятие ребенка (имеет особое значение для развития ребенка с момента рождения до трех лет ) и контроль ребенка (вступает в силу, примерно, с трех лет ).
Личностные особенности ребенка формируются в зависимости от родительской воспитательной позиции , которая включает в себя:
- тип эмоционального принятия,
- степень контроля,
- побуждение к развитию,
- воспитательное воздействие.
В практике работы психолога встречаются четыре типа эмоционального принятия ребенка матерью:
Первый тип: Мать легко приспосабливается к потребностям ребенка. Демонстрирует поддерживающее, разрешающее поведение. Интересный тест на этот тип отношения — приучение малыша к туалету. Относящиеся к нему мамы действуют по принципу “сам дозреет”.
Второй тип: Сознательное приспособление матери к потребностям ребенка. Проходит это не всегда удачно, что вносит в поведение матери напряженность. Она чаще доминирует, чем уступает. В ее поведении не хватает непосредственности.
Третий тип: Приспособление на основе чувства долга. В отношениях мало теплоты и спонтанности. Поведению мамы присущ жесткий контроль.
Четвертый тип (самый опасный): Непоследовательность, противоречивость поведения и реагирования на ребенка.
Только полное эмоциональное принятие обеспечивает самой матери уверенность и спокойствие, формирует доверие к ребенку и его потребностям. Как результат — развитие у самого младенца чувства доверия к миру, любознательности и открытости отношениям.
Степень контроля: При высоких баллах родители предпочитают оказывать большое влияние на своих детей, способны настаивать на выполнении своих требований, быть последовательными в их предъявлении. При низких баллах — устраняются от контроля, предоставляя детям самим формировать систему требований и правил.
Побуждение к развитию: При высоких баллах родители стремятся к развитию у детей способностей, настаивают на активном включении детей в различные сферы жизнедеятельности. При низких баллах — не считают своих детей обладателями каких-либо выраженных достоинств.
Воспитательные воздействия:При высоких баллах родители, добиваясь послушания, используют убеждение, обосновывают свою точку зрения и готовы обсуждать ее с ребенком. При низких баллах — однозначно не формулируют свои требования, прибегают к косвенным способам воздействия: жалобам, крику, подаркам и наказаниям.
Эмоциональная поддержка: При высоких баллах она присутствует постоянно, независимо от того, удается ли родителю добиваться своих требований.
При низких баллах — она либо отсутствует, либо зависит от послушания ребенка.
Личностные типы детей:
Компетентные дети: Формированию компетентности способствует высокий и последовательный контроль в сочетании с интересом к личности, уважением и постоянной эмоциональной поддержкой. Компетентные дети обладают устойчиво хорошим настроением, уверены в себе. Им присущ развитый самоконтроль, умение устанавливать дружеские отношения. Они склонны к исследованию самих себя и окружающего мира.
Избегающие дети: Формированию избегающего комплекса черт ребенка соответствует контролирующее, требовательное поведение, сочетающееся с малой теплотой, низким уважением к возможностям ребенка. У избегающих детей преобладает отстраненное или уныло-грустное настроение. Они испытывают трудности в установлении контактов не только дружеских, но и поверхностных. Они склонны избегать новых или стрессовых ситуаций.
Незрелые дети: Формированию незрелого комплекса черт ребенка соответствует незрелость самих родителей. Отсутствие способности к последовательному контролю. При этом эмоциональная поддержка может и присутствовать . Незрелые дети не уверены в себе, настроение неустойчиво. Самоконтроль практически не сформирован. Они склонны к реакциям отказа в стрессовых ситуациях. Инфантильны.
В целом зрелая личность формируется под воздействием адекватной родительской позиции, которая представляет собой сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью.
Людмила Овсяник