Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Виктимизация детей в школьной среде | Психология детей и подростков

Рубрика: Детская психология

Виктимизация детей в школьной среде

Фурманов И. А., доктор психологических наук, профессор

Янчук В. А., доктор психологических наук, профессор

Аладьин А. А., кандидат психологических наук, доцент

Мицкевич Ж. И., кандидат педагогических наук, доцент

Ананенко А. А.

Виктимизация школьников, как социальная и психологическая проблема, остается до сих пол мало разработанной. В статье излагаются материалы фрагмента Общенационального исследования по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь. Отмечается, что по оценке большинства опрошенных школьников, учащихся интернатных учреждений, выпускников интернатных учреждений, воспитанников специальных учреждений не подвергались психологическому и физическому насилию со стороны окружающих в учебных и воспитательных учреждениях. Большинство учителей также отметили, что при общении и взаимодействии с детьми они никогда не использовали психологическое, физическое насилие, а для их дисциплинирования в основном используют ненасильственные методы. Вместе с тем исследование выявило, что школе имеют место случаи использования учащимися и педагогами психологического, физического насилия в отношении детей.

Ключевые слова: виктимизация, психологическое, физическое и сексуальное насилие

Виктимизация ребенка – это процесс функционального воздействия насильственных отношений на ребенка, в результате чего ребенок превращается в жертву насилия, то есть приобретает виктимные физические, психологические и социальные черты и признаки. Обычно виктимизацию определяют как действия, предпринятые одним человеком или несколькими людьми с намерением воздействовать, дискриминировать, нанести физический ущерб или причинить психологическую боль другому человеку [1] [2]. В качестве виктимизирующих воздействий часто рассматриваются физическое, психологическое и сексуальная насилие в отношении детей.

Физическое насилие – это насильственные и другие умышленные, намеренные действия, которые причиняют ребенку физическую и душевную боль и страдания, включая избиения, ожоги, кусание, удушение и ошпаривание, приводящее к ожогам, наказание («лупцевание») ремнем или другими предметами, переломы костей, нанесение шрамов, рубцов или серьезных внутренних повреждений, а также нанесение ущерба его развитию, здоровью и жизнедеятельности.

Эмоциональное или психологическое насилие – преднамеренные деструктивные действия или значительный ущерб детским способностям, включающие наказание за чрезмерную эмоциональную привязанность ребенка к родителю или взрослому, за самоуважительное отношение к себе и потребности, необходимые для установления нормальных социальных взаимоотношений. Паттерн психологического насилия характеризуется террором и запугиванием ребенка; принуждением делать что-либо; помещением или угрозами поместить ребенка в опасные для жизни условия; отказом замечать присутствие ребенка, признавать его значимость и достоинство; коммуникацией с целью демонстрации его бесполезности; обесцениванием его мыслей, чувств и поступков; оскорблениями, издевательствами, обращением только по кличке, передразниванием, инфантилизацией; физическим заточением; запретами на нормальные контакты с другими детьми или взрослыми, ограничением свободы ребенка; развращением; эмоциональной холодностью. От кого бы ни исходило психологически жестокое обращение с ребенком – от родителей, учителей, братьев, сестер или сверстников, – в нем всегда присутствует злоупотребление силой или властью над уязвимыми в этом отношении детьми.

Сексуальное насилие или оскорбление квалифицируется в тех случаях, когда по отношению к ребенку были предприняты следующие действия:

  • сексуальный контакт между взрослым и сексуально незрелым ребенком с целью получения взрослым сексуального удовольствия;
  • использование силы, угроз или обмана с целью вовлечения ребенка в сексуальную активность;
  • сексуальный контакт, при котором ребенок не способен контролировать свои взаимоотношения со взрослыми в силу возрастных и физических особенностей.

В целом сексуальное насилие – любой половой контакт с ребенком или использование ребенка для получения полового удовольствия. Это может включать демонстрацию ребенку интимных частей тела или обращение к ребенку с просьбой обнажиться, ласка гениталий или просьба ребенка о петтинге, оральный секс или попытки введения во влагалище или задний проход, пальцев, предметов или члена (хотя эти попытки не реализуются до конца) [3].

В белорусском образовательном пространстве проблеме виктимизации школьников не уделялось должного внимания. В связи с чем не было проведено ни одного научного исследования, направленного на решение задач установления степени распространенности различных видов насилия в отношении детей в школе и иных детских учреждениях, обеспечивающих содержание и воспитание детей, а также определения возрастной и половой динамики виктимизации детей со стороны других школьников и педагогов.

В связи со сложившейся ситуацией под эгидой ЮНИСЕФ и активном содействии со стороны Министерства образования Республики Беларусь было проведено Общенациональное исследование по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь.

Выборка респондентов формировалась по нескольким основаниям.

По возрастному принципу:

  • Дети в возрасте 10–17 лет – учащиеся 5, 7, 9, 11 классов общеобразовательных школ, лицеев/гимназий и интернатных учреждений.
  • Юноши и девушки в возрасте 16–18 лет – выпускники интернатных учреждений и детских домов.
  • Юноши и девушки в возрасте 12–17 лет, находящиеся в специальных учреждений.
  • Взрослые, выполняющие образовательную и воспитательную функции.

По статусному принципу:

  • Школьники, лицеисты/гимназисты, учащиеся интернатных и закрытых учреждений, студенты.
  • Учителя общеобразовательных школ, лицеев/гимназий, интернатных и закрытых учреждений.

По территориальному признаку:

  • Минск.
  • Областные центры (Могилев, Гродно, Брест, Витебск, Гомель).
  • Районные центры с населением 100000–200000 человек (Борисов, Мозырь, Барановичи, Полоцк, Бобруйск).

По количественному признаку:

  • 4924 детей (по категориям: общеобразовательная школа, лицей/гимназия).
  • 544 детей (по категории: учащиеся интернатных учреждений).
  • 97 детей (по категории: учащиеся закрытых учреждений).
  • 95 выпускников интернатных учреждений (по категориям: учащиеся профтехучилищ, колледжей, студенты).
  • 972 учителя школ и лицеев/(гимназий), педагогов социальных, психологов школ, интернатных и закрытых учреждений.

Выбор методов исследования определяется требованиями Руководства для проведения эмпирического исследования «Индикаторы насилия в отношении детей» (Indicators on Violence against Children: Guidelines for Field Testing. UNICEF Child Protection Section, Programme Division) и Международного общества предотвращения насилия и ненадлежащего ухода в отношении детей (International Society for Prevention of Child Abuse and Neglect – ISPCAN) [4].

По оценке большинства опрошенных (в среднем 60–70%) школьников, учащихся интернатных учреждений, выпускников интернатных учреждений, воспитанников специальных учреждений не подвергались психологическому и физическому насилию со стороны окружающих в учебных и воспитательных учреждениях. Большинство учителей также отметили, что при общении и взаимодействии с детьми они никогда не использовали психологическое, физическое насилие, а для их дисциплинирования в основном используют ненасильственные методы. Вместе с тем исследование выявило, что школе имеют место случаи использования учащимися и педагогами психологического, физического насилия в отношении детей (Рисунок 1 и 2).

Рисунок 1 – Сравнительный анализ распространенности психологического насилия в школе

Наиболее распространенными формами ненасильственных действий учителей в отношении детей являются предоставление ребенку возможности исправиться; разъяснение ребенку того, что он сделал плохо или неправильно; указание ребенку начать или перестать делать что-то; отвлечение ребенка или предложение заняться другим делом.

Рисунок 2 – Сравнительный анализ распространенности физического насилия в школе

В случаях использования физического и психологического насилия в школе по оценкам школьников разных возрастов, учащихся интернатных учреждений, выпускников интернатных учреждений и воспитанников специальных учреждений, наиболее распространенными их формами являются: причинение физической боли; удары по рукам, пощечины или подзатыльники; таскание за волосы или за уши; удары кулаком или ногой; ломание пальцев или выкручивание, заламывание рук; обидные прозвища и клички, обзывания и оскорбления, грубая ругань, злые слова; намеренная порча вещей; умышленное стремление заставить чувствовать ребенка глупо, выставить его «дураком» или «дурой» перед другими людьми; обидные слова в адрес родителей, братьев или сёстер; желание обидеть с помощью акцентирования внимания на внешности или физических недостатках; отказ в общении или подстрекание других к отказу от общения с ребенком; угрозы плохими оценками.

В школе дети в основном подвергаются насилию со стороны одноклассников, старшеклассников, учителей и детей из кружков и студий. По оценкам учителей, для дисциплинирования детей в школе они или их коллеги в основном используют угрозы вызвать в школу родителей; крик и ругань; принуждение ребенка испытывать стыд в присутствии других людей или детей, чтобы дисциплинировать его; удержание ребенка в школе после уроков; выдворение на время в коридор, другое помещение; угрозы выгнать из школы или отправить учиться в другую школу; угрозы отправить в интернат, спецшколу для малолетних нарушителей; постановка ребенка на время в угол; лишение внимания, игнорирование ребенка, а также таскание за уши; хватание за плечи и встряхивание; удары линейкой, указкой или другими предметами; пощечины или подзатыльники, удары по попе рукой; таскание за волосы.

Большинство респондентов всех целевых групп отметили, что не сталкивались или не располагали информацией о случаях сексуальных действий в отношении детей и подростков. Однако, когда такие инциденты случались (Рисунок 3), – дети становились жертвой таких форм сексуального насилия, как предложения посмотреть или показать фотографии, журналы или фильмы с людьми, занимающимися сексом; предложения заняться сексом; прикосновения к интимным местам; принуждение смотреть на интимные места других людей или желанием посмотреть на их собственные; принуждение к половым отношениям; попытками вступить в половые отношения; половым актом; насильственными поцелуями. Дети и подростки чаще всего становились жертвами сексуального насилия со стороны одноклассников/сверстников, старшеклассников и взрослых. Мальчики чаще становились жертвами сексуального насилия со стороны членов семьи, одноклассников и учителей, а девочки со стороны старшеклассников и других взрослых.

Рисунок 3 – Сравнительный анализ источников сексуального насилия в школе

Анализ оценок респондентов позволил установить, что в школе отмечается тенденция повышения интенсивности психологического насилия со стороны учителей и администрации по мере взросления учащихся. Распространенность физического и психологического насилия в школе к 16–18-летнему возрасту существенно снижается. По мере взросления детей существенно усиливается тенденция (увеличивается риск) сексуального насилия со стороны других взрослых, одноклассников/сверстников и старшеклассников.

В заключение следует отметить, что виктимизация детей имеет серьезные психологические последствия [5] [6] [7]. Так, например, установлена взаимосвязь между виктимизацией со стороны сверстников и детским одиночеством, агрессией, дефицитом социальных навыков и импульсивностью [8]. Большинство хронически виктимизируемых детей характеризуется покорным или пассивным социальным поведением. Обнаружено также, что виктимизируемые дети часто при агрессии в их сторону открыто демонстрируют реакции дистресса, тревоги и депрессии. Все это ставит перед школьной психологической службой совершенно конкретные задачи по выявлению случаев виктимизации детей, защите их прав, профилактике школьного насилия.

Литература

  1. Olweus, D. Bully / victim problems among schoolchildren: Basic facts and effects of a school based intervention program / D. Olweus // In D. L. Pepler, K. H. Rubin (Eds.). The Development and Treatment of Childhood Aggression Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1991. — Р. 411–449.
  2. Vernberg, E. M. Peer victimization and attitudes about violence during early adolescence / E. M. Vernberg, A. K. Jacobs, S. L.. Hershberger // J. Clin. Child Psychol. — 1999. — № 28. — Р. 386–395.
  3. Фурманов, И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция/ И. А.Фурманов. Спб.: Речь, 2007. — 480 с.
  4. Фурманов, И. А. Общенациональное исследование по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь / И. А.Фурманов, А. А. Аладьин, А. А. Ананенко и др. — Минск: В.И.З.А. Групп, 2010. — 156 с.
  5. Austin, S. Assessment of bully / victim problems in 8-to 11-year-olds / S. Austin, S. Joseph // Br. J. Educ. Psychol. — 1996. — № 66. — Р. 447–456.
  6. Boivin, M. Peer experiences and social self-perceptions: a sequential model / M. Boivin, S. Hymel // Dev. Psychol. — 1997. — № 33. — Р. 135–145.
  7. Near, A. Peer-victimisation and its relationship to self-concept and depression among schoolgirls / A. Neary, S. Joseph // Pers. Indiv. Differen. — 1994. — № 16. — Р.183–186.
  8. Ladd, G. W. Identifying victims of peer aggression from early to middle childhood: Analysis of cross-informant data for concordance, estimation of relational adjustment, prevalence of victimization, and characteristics of identified victims / G. W. Ladd, B. Kochenderfer-Ladd // Psychological Assessment. — 2002. — № 14. — Р. 74–96.

Напечатана в журнале «Психология». — № 3, 2010. — С. 22–27.

Фурманов И.А.

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Взаимосвязь психологического насилия и эмоционального состояния супрогов в семье
    Взаимосвязь психологического насилия и эмоционального состояния супрогов в семье Психологические статьи Психология семьи Научные публикации

    Обсуждается понятие и диагностические критерии психологического насилия. Акцентируется внимание на двух различных точках зрения на толкование феномена психологического насилия: социополитической и псиихологической. Рассматриваются проблема и последствия использования психологического насилия в супружеских отношениях. Анализируются закономерности зависимости эмоционального состояния супругов-жертв от категории психологического насилия.

    Подробнее

  • Как оказывать психологические услуги в Беларуси
    Как оказывать психологические услуги в Беларуси Психологические статьи

    Нужно ли лицензирование психологической деятельности? Что необходимо, чтобы легально оказывать психологическую помощь

    Подробнее

  • О Трансерфинге
    О Трансерфинге Психологические статьи

    Никакие процессы в жизни людей не являются оторванными от процессов на планете Земля. В определенное время для начала эволюционных изменений человечеству даются идеи, воплощая которые в практику люди приобретают новые навыки, возможности, умения и степени свободы. Последние 300 лет доминирующим взглядом является научный, что дало колоссальные преимущества с точки зрения удобной и комфортной жизни – электричество, телефон, транспорт, и ваш слуга Интернет, где вы читаете эту информацию. Но это существенно сместило акцент с внутренней жизни человека и его познания тонких сторон своего существа на внешние достижения и проявления. Со всей очевидностью мы понимаем, что сейчас наступает время баланса, когда внешнее и внутреннее должно прийти в равновесие в человеке и дать ему новые возможности индивидуальной эволюции. За последние 10 лет люди стали получать множество идей, направляющих их внимание на внутренний духовных рост и построение гармоничных отношений. Трансерфинг реальности – современная концепция равновесной жизни человека в достижении своих внешних целей без ущерба для внутреннего мира.

    Подробнее

  • Встречалась с парнем 5 лет. Не могу понять чего хочу. Помогите разобраться в себе
    Встречалась с парнем 5 лет. Не могу понять чего хочу. Помогите разобраться в себе Вопрос психологу Психология отношений

    Здравствуйте! Встречалась с парнем 5 лет (с 18-ти). Он меня старше на 7 лет. Жили вместе 2 года... Я его ревновала... сейчас понимаю, что он склонен к флирту на стороне, а я склонна к ревности. Все время его контролировала и проверяла. Он переписывался с девушками, слега в них влюблялся, но до секса дело не доходило. Одновременно он все время сох по той, что была до меня, а она уже вышла замуж и давно про него забыла.

    Подробнее

  • Я нахожусь в постоянном конфликте с самой собой, имею склонность к депрессивным состояниям, очень ранима, стрессонеустойчива
    Я нахожусь в постоянном конфликте с самой собой, имею склонность к депрессивным состояниям, очень ранима, стрессонеустойчива Вопрос психологу Психология жизни Психотерапия

    Здравствуйте!
    Мне сложно описать мою проблему (думаю, в этом я не оригинальна).
    Мне 18 лет, я студентка. По гороскопу я Рыбы, поэтому я нахожусь в постоянном конфликте с самой собой, имею склонность к депрессивным состояниям, очень ранима, стрессонеустойчива и т.п.
    Наверно, моя главная проблема в том, что я влюблена в иллюзии. Я убежденная идеалистка. Я постоянно наталкиваюсь на несовершенство мира. Я понимаю, что жизнь такова, и я люблю ее, несмотря на мое частое отвращение к бытовой грязи. Я умею находить радости вокруг, маленькие поводы, которые позволяют улыбаться.
    Но это не удерживает меня от периодического погружения в угнетенные состояния.
    Мне кажется, что мне нет места в этом мире. Я чувствую себя аппендиксом. Костью в горле.

    Подробнее

  • Дисциплинирование ребенка: тактика разрешения родительско-детского конфликта
    Дисциплинирование ребенка: тактика разрешения родительско-детского конфликта Психологические статьи Детская психология Психология детей и подростков

    В статье обсуждается понятие дисциплины.Детальный анализ тактик разрешения родительско-детского конфликта позволил конкретизировать и выявить некоторые отличительные особенности дисциплинарного поведения матерей и отцов в отношении детей. Рассматриваются такие ключевые понятия, как дисциплина, психологическая агрессия, телесные наказания, проявление жестокости, тактики разрешения родительско-детского конфликта.

    Подробнее

  • С чего начинается женственность
    С чего начинается женственность Психологические статьи Популярная психология

    Женщинами не рождаются, ими становятся. Я хочу немного поговорить на тему развития женственности как основы и сути женщины. Какой именно женщиной станет маленькая девочка, начинает формироваться с первых дней ее жизни. Вместе с этим закладывается наиболее возможный тип ее отношений с мужчиной, с другими женщинами, с самой собой, с миром в целом. А от того, какие эти отношения и насколько они удовлетворяют женщину, вероятно зависит и то самое женское счастье.

    Подробнее

  • Видеозапись снов стала возможной
    Видеозапись снов стала возможной Психологические статьи Психология жизни

    Японские исследователи впервые в мире смогли зафиксировать и воспроизвести на экране зрительные образы из мозга человека, что в перспективе открывает путь к видеозаписи снов и визуальных фантазий.

    Подробнее

  • Соль и наше питание: опасность натрия
    Соль и наше питание: опасность натрия Психологические статьи Красота и здоровье

    Нет сомнения в том, что мы любим соль — это естественно. Еще до того, как появились солонки, сделав приятным вкус натрия в растительных продуктах, природа нас побуждала их потреблять для того, чтобы мы получали не только натрий, но и другие важные минералы, например, калий, который всегда идет вместе с натрием.

    Подробнее

  • Жизненный сценарий (Эрик Берн)
    Жизненный сценарий (Эрик Берн) Психологические статьи Глоссарий

    Судьба каждого человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем его мире. Человек сам планирует собственную жизнь. Только свобода дает ему силу осуществлять свои планы, а сила дает ему свободу осмысливать, если надо их отстаивать или бороться с планами других. Даже если жизненный план человека определен другими людьми или в какой-то степени обусловлен генетическим кодом, то и тогда вся его жизнь будет свидетельствовать о постоянной борьбе. Встречаются люди, которые постоянно живут как будто бы в молчании и в страхе. Для большинства из них это большое несчастье. Только родные и очень близкие их друзья могут понять, что жизнь такого человека проходит в борьбе. В большинстве случаев он прожил жизнь, обманывая мир и в первую очередь себя. Что же такое жизненный сценарий, роли и установки?

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси