Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Вторичная выгода | Глоссарий

Вторичная выгода

 Часто, обращаясь к психологу, люди хотят в себе что-то поменять: избавиться от одних качеств и приобрести другие.

Те качества, которые у вас есть – это определенный стереотип поведения. Это значит, что человек привык в определенных ситуациях вести себя, чувствовать, думать именно так, а не иначе. Иногда вы можете чувствовать и вести себя в одних и тех же ситуациях совершенно по-разному, но чаще всего срабатывает именно стереотип. Почему так происходит? Почему, например, кому-то легче находить недостатки в своей работе, а не достоинства? Или почему кто-то чаще обращает внимание на свои ограничения и совершенно не видит возможностей? Почему, даже когда мы умеем вести себя по-другому, все равно продолжаем по-старому? Здесь мы сталкиваемся с вторичной выгодой.

Вторичная выгода – это значимая для человека потребность, которая косвенно удовлетворяется данным поведением. Вторичная выгода иногда может находиться за пределами сознания и может противоречить позитивному намерению. Вторичная выгода появляется тогда, когда у человека нет варианта поведения, в котором эта вторичная выгода выступала бы в роли позитивного намерения. Выходом является обнаружение той потребности, которую удовлетворяет вторичная выгода, и поиск новых путей удовлетворения этой потребности.

Попробуем посмотреть на примере неуверенности в себе.  Удивительное здесь то, что даже если вы очень хотите быть ярким(ой), уверенным(ой), красивым(ой), обращать на себя внимание и т.п., но до сих пор не стали таким(ой), то значит – вам выгодно быть тем, кем вы являетесь. Это не обвинение, и это не значит, что Вы виноваты. Это значит, что стоит поискать, почему неуверенность – это для вас зона комфорта. Зачем вам выгодно оставаться неуверенными? Какую потребность удовлетворяет ваше неуверенное поведение?

Потребности могут быть разные. Например, многие говорят о том, что оставаться неуверенным – это привычно, можно ничего нового не делать, и остается только жалеть себя. Вторичной выгодой могут быть: комфорт, привлечение внимания при помощи жалости, манипуляции, перекладывание ответственности на других («им же лучше знать»), желание быть принятым важными людьми, желание найти доказательства какой-то концепции (например, «все мужики – козлы», «все бабы – стервы», или «мир жесток», «меня все равно никто не полюбит»). Из этих примеров следует вывод: за вторичной выгодой стоит страх того, что все надежды могут закончится новой болью. Тогда уж лучше сидеть и не высовываться, так по крайней мере не больно.

А когда же жить? Ведь если всю жизнь прятаться, то это не жизнь, а существование! А боль говорит только о том, что это не удовлетворена потребность в любви, принятии, тепле и поддержке. Так как же ее можно удовлетворить? Правильно – искать тех людей, которые могут поддержать и обогреть. Тех, кто не будет обесценивать и рассказывать вам, чем вы еще не достаточно хороши. Тех, кто, наоборот, будет видеть в вас массу хорошего и говорить вам об этом.

Парадокс лишь в том, что порой нам легче принять свое ничтожество, чем свое величие…

 
Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Воля
    Воля Психологические статьи Глоссарий

    Воля — (англ. volition, will) — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (т. е. свои непосредственные желания и стремления). Развитие воли у ребенка начинается с приобретения способности управлять своими движениями, что совершается в окружении взрослых и под их руководством.

    Подробнее

  • По статистике, 30% жен практикуют кастрирующее поведение.
    По статистике, 30% жен практикуют кастрирующее поведение. Психологические статьи Психология отношений Сексология

    Мы говорили с легендарным белорусским сексологом Дмитрием Капустиным.

    о сексуальном воспитании белорусов и не только: о том, почему начинать сексуальное воспитание в школе уже очень поздно; почему будущие социальная и сексуальная жизнь человека начинают формироваться еще до его зачатия; каковы этапы формирования сексуальности человека.

    Кроме прочего, Дмитрий Капустин рассказал о том, как зависит социальное и сексуальное поведение человека от первых месяцев его или ее жизни; как становятся импотентами и стервами; а также что такое ''кастрирующее поведение'' жен в браке.

    Подробнее

  • Осторожно, двери закрываются — зависимые отношения
    Осторожно, двери закрываются — зависимые отношения Психологические статьи Психология отношений Зависимости и их лечение

    Так случилось, что в терапии я много работаю с зависимыми отношениями.
    Если обобщить конкретные истории, с которыми ко мне обращались чаще всего, это выглядит примерно так:

    Подробнее

  • Самые полезные весенние продукты
    Самые полезные весенние продукты Психологические статьи Красота и здоровье Красота и здоровье

    Весной самым дефицитным элементом для нашего организма становится витамин С. Его главные источники — свежие овощи и фрукты, которые после зимнего хранения, увы, не могут похвастаться обилием полезных веществ/

    Подробнее

  • Оценка эмоционального состояния детей-сирот при различных условиях оздоровления
    Оценка эмоционального состояния детей-сирот при различных условиях оздоровления Психологические статьи Детская психология Психология детей и подростков

    В прессе и общественных кругах как в Республике Беларусь, так и за ее пределами длительное время дискутируется проблема эффективности оздоровления белорусских детей за рубежом. Существует несколько точек зрения по данному вопросу, что, в свою очередь, свидетельствует о неоднозначности, проблематичности рассматриваемой темы.

    Подробнее

  • Как оказывать психологические услуги в Беларуси
    Как оказывать психологические услуги в Беларуси Психологические статьи

    Нужно ли лицензирование психологической деятельности? Что необходимо, чтобы легально оказывать психологическую помощь

    Подробнее

  • Меняем школу. Как к этому подготовить ребенка?
    Меняем школу. Как к этому подготовить ребенка? Вопрос психологу Психология семьи Психология детей и подростков

    Переезжаем. В 3 класс сын пойдет в новую школу.
    У ребенка очень хрупкая нервная система. Вокальные тики почти с 6 лет.

    Подробнее

  • Интегративная групповая психотерапия агрессивного поведения подростков
    Интегративная групповая психотерапия агрессивного поведения подростков Психологические статьи Детская психология Психология детей и подростков||Психотерапия

    Статья посвящена анализу агрессивного поведения детей. В связи с этим рассматриваются различные подходы к психотерапии детской агрессивности. Отмечаются особенности психокоррекционной работы с агрессивными подростками. Также был сделан вывод о необходимости использования интегративного подхода при психокоррекции агрессивного поведения.

    Подробнее

  • Он не хочет работать над отношениями
    Он не хочет работать над отношениями Психологические статьи Психология отношений||Психология общения

    Как включить любимого в работу над отношениями?

    Здравствуйте. 

    Меня зовут Настасья, мне 26 лет. Мы с моим любимым вместе почти 2 года, все это время живем вместе, оба работаем, особ не нуждаемся. Для меня это уже 3й опыт совместной жизни, серьезных отношений (предыдущие длились макс. чуть больше года, был очень болезненный разрыв). Для него - первый, ему 27 лет, до этого у него было пару увлечений, влюбленностей, отчасти безответных. Я его люблю и уверена, что именно с ним будет связана моя дальнейшая жизнь. Хотя четкого о ней представления я не имею... Но это отдельная тема - я знаю о своих проблемах, о нелюбви к себе и неуверенности, постоянно хожу к своему психологу, мы над этой проблемой и многими другими работаем. Один раз даже вместе с парнем сходили к другому психологу, я была инициатором - чтобы улучшить наши отношения. Но у меня возникла острая необходимость именно сейчас (поскольку психолог в отпуске) задать кому-то этот вопрос. 

    У нас много разных ситуаций и нюансов в отношениях, но я знаю, что он тоже хочет, чтобы у нас все получилось, чтобы мы были вместе и чтобы это не было так проблемно, как сейчас. Но больше к психологу он ходить не хочет. И он уверен в том, что сам знает, что и как делать, чтобы сохранить наши отношения. В основном это конечно требования ко мне) Но мы уже договорились (спустя почти 2 года), что менять друг друга - это не метод построения отношений. В общем, в силу своего опыта, любив, будучи уже любимой, расставшись, встречаясь с психологом, читая книжки и статьи, я стараюсь вести себя и строить отношения так, как ''советуют'' эти специалисты, так, чтобы они были долгими, взаимными, полными любви и искренности, поддержки. Такими я хочу, чтобы они были. Но одних моих действий и знаний недостаточно. Но я не знаю, как приобщить, включить любимого в этот процесс!

    Недавно у нас была ссора, после которой мы решили ''начать заново и очень стараться'', договорились о некоторых вещах. И я была уверена, что теперь он будет более чутким к моим предложениям по улучшению совместной жизни. Какое-то время так и было. Однажды я попросила его, как меня учила психолог, о том, чтобы мы с ним каждый вечер садились и искренне обсуждали интересующие нас темы, рассказывали о себе, как прошел день, что делать на выходных, что нам нравится и нет. (Это одна из тех вещей, на которых лично для меня строятся близкие отношения и любовь - это понимание! А чтобы было понимание, мне необходимо человека узнавать и чувствовать. А у меня это через беседу происходит. Я ему это все объяснила и мягко спросила его согласия) Во время этого разговора он сидел, потупив взгляд и немного отстранившись от происходящего. Хотя согласился беседовать каждый вечер. Но прошла неделя, и мы так и не поговорили, как договаривались. И вот пару дней назад я напомнила ему об этом, и мы пошли, уединились в комнате с чайком, и я хотела обсудить, почему мы не общаемся все же. Но он перевел тему на другое. На то, что ''Вот такие натянутые разговоры, постоянные выяснения отношений ничем нам не помогут. Нужно просто научиться радоваться жизни, себе самим, а ПОТОМ уже друг другу''. В чем-то он конечно прав. Но по его мнению чувство любви тогда вернется САМО СОБОЙ. Поэтому он предлагает ни в чем не копаться, а жить как живется, легко и радостно просто идти по жизни, занимаясь личными делами и не ''усложняя'' все. Ну мы и отдалились, ушли типа от ответственности друг перед другом, то есть живем, как будто мы не обременены отношениями. Практически не разговариваем, хотя постоянно в компании, с друзьями общаемся. Не целуемся, сексом не занимаемся, спим под разными одеялами и при этом я делаю вид что все хорошо! И это под одной крышей... тяжко... но не об этом((.

    Я понимаю, у него сейчас такая стадия, когда хочется свободы, и потом он захочет вернуться к близости... Но даже когда у нас отношения на подъеме, он сторонится всяких разговоров, чтения статей, на которые я ему присылала ссылки, выяснения отношений... Я понимаю, это ему все ''усложняет''. Влюбленность у нас была волшебная. И несколько раз что-то подобное за 2 года возобновлялось)) Но в остальном ежедневно мы имеем натянутые и скорее соседские отношения, чем любовь и перспективы счастья вдвоем... Зная, как нам бывает хорошо, что мы в принципе можем обо всем договориться, что мы подходим друг другу и любим (я уверена, он тоже любит, просто не привык любовь видеть такой) - я верю, что у нас все получится!!! По-моему, он путает любовь с влюбленностью и никак не хочет осознавать, что это разные вещи, что отношения вообще требуют работы, требуют выбора любить! Или это я заблуждаюсь? Я боюсь ему навязывать это мнение, разрушать его мечты об идеальной любви и о том, что все может быть просто и само собой (нет, оно конечно так и будет, но для этого надо сначала научиться тому, что потом будет само собой)).

    Я понимаю, что я не такой человек, чтобы одной ''вытянуть'' наши отношения... Я не могу одна танцевать этот парный танец... Помогите! Как сохранить нашу любовь? 

    Подробнее

  • Культурный фрейминг как детерминанта взаимопонимания в условиях культурного многообразия
    Культурный фрейминг как детерминанта взаимопонимания в условиях культурного многообразия Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал

    Представляется проблемное поле межкультурного взаимопонимания в аспекте определения нерешенных вопросов в области методологии, теории и метода исследования современной психологии. Обозначается проблема культурного фрейминга в межкультурной коммуникации и определяются перспективы и направления его изучения. Предъявляются результаты исследований по субкультурному фреймингу в контексте предубеждений и национальной идентичности.

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси