Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Депрессия: взгляд гештальт — терапевта: часть 2 | Научные публикации

Рубрика: Научные публикации

Депрессия: взгляд гештальт — терапевта: часть 2

Часть 1| Часть 2| Часть 3 | Часть 4

Фрустрированная потребность (продолжение).

С нашей точки зрения, это одна из фундоментальных потребностей — потребность в привязанности («утрата любимого объекта» у аналитиков) и поддерживании близких отношений. Часто эта потребность может выглядеть как зависимость. Например, у больных алкоголизмом после кодирования — фрустрации суррогатной зависимости — нередко развивается депрессия. Депрессия может развиваться и при реальной потере близкого человека или, что бывает гораздо чаще, при хронически фрустрированной потребности в привязанности — близости.

Пример: «Я развелась с мужем, расталась с любимым человеком (точнее он со мной). В результате осталась одна. И мучаюсь чувством непереносимого одиночества. Я расширила круг общения, приобрела 2 новых подруг. Хожу в кинотеатры (когда одна, когда с подругами, чаще одна), на вечеринки, в бильярд часто, стала книго– и фильмоманкой. Но чувство одиночества не оставляет меня. Я просто не могу одна находиться дома. Причем я, расставшись, хотела имено самодостаточности, возможности самореализации, а в результате все эти вечеринки. И уже из-за безысходности замкнутый круг — думаю, может поможет общество близкого человека, мужчины? Но знаю, что нет. На собственном опыте. А имено близкого человека и пытаюсь искать последний месяц, а получаются только случайные связи. Знаю, что мне нужно что-то другое, другая работа может быть, так, чтобы не оставалось свободной минутки, а так у меня слишком много свободного времени, и я не знаю, куда его девать. Ну, и еще, конечно, присутствует наказ со стороны родителей (мамы), какой я должна быть, и понимаю, что не соответствую в чем–то, в чем–то надо многому учиться. Но это так, самооправдания. Иногда страшно за себя и свое будущее. Хотя я потихоньку пытаюсь что–то делать, но апатия, страшная апатия и пустота.» 

В том случае, когда пациенты фиксированы на теме достижений, можно предположить фрустрацию все той же потребности в привязанности, ради чего собственно пациенту и приходиться вырабатывать (интроецировать) нереалистичные стандарты и жесткие требования к себе самому.

Пример: «В течение 5 лет живу в постоянной депрессии. Все началось в институте. Там я познакомился с веселым, раскрепощенным и очень общительным парнем, постоянно за ним наблюдал, пытался подражать и все время себя с ним сравнивал. Я зацикливался на его способности весело и непринужденно говорить и свободно общаться с людьми. Где–то за пару недель я из застенчивого подростка превратился в замкнутого одиночку. Общение с людьми стало для меня очень неприятной вещью — проблема в том, что в нужный момент у меня начиналось что–то вроде ступора, изчезали все мысли. Постепенно такое состояние стало для меня нормальным и в повседневной жизни. Понятно, что в таком состоянии я общаться не в состоянии, не представляю , о чем говорить с людьми.

Жалобы, которые депрессивный пациент предъявляет психотерапевту, довольно часто имеют смутный и неопределенный характер, главная фигура потребности из фона не выделена и психотерапевт имеет дело с малодифференцированной фигурой типа «суматоха в голове» или симптомами.

Что же заставляет человека тратить столько энергии на уничтожение фона? Видимо там находится что–то ужасное, субъективно трактуемое, как витальная угроза. Витальной же угрозой, угрозой подрывающей организмическую саморегуляцию, является не своя жизнь, жизнь, проживаемая для другого, по какому поводу она бы не происходила.

Согласно Хеллу (1999 Пайс&Шейдер) потеря — это реакции горя, недавние потери близких (особенно матери в возрасте до 11 лет), разводы, смена работы, переезд, отсутствие занятий вне дома и отстутствие близких связей, наличие в семье более 3–х детей до 14 лет.

При потере близких и отсутствии близких связей человеку кажется, что он «не выживет без другого». Это глобальная фрустрация потребности в привязанности (Bowlby 1988, Bowlby 2003) согласно которой определенные взаимоотношения с родителями в детстве (характер привязанности), в значительной мере влияет на межличностные отношения во взрослом возрасте. Вполне возможно, что именно поэтому у ребенка матери страдающей периодической депрессией (и другими психическими расстройствами) риск развития депрессивного состояния в подростковом и взрослом возрасте оказывается выше.

Известно, что у детей из приютов, у которых не формируется нормальная привязанность к родителям, нет и депрессии, зато часто встречается асоциальное поведение. Таким образом, депрессивная формареагирования имеется у тех индивидуумов, у которых уже есть опыт устойчивой привязанности, лишение которой может привести к депрессии. На другом же полюсе находится асоциальность. Таким образом, депрессия — это обратная сторона привязанности.

Как это может происходить? По Хеллу (1999) депрессивный пациент переживает печаль как неосознанный аффект, он не переживает утрату как таковую, не отпускает и не прощается с тем, что составляло для него особую ценность (привязанность к близкому, к ценностям, вере, домашнему очагу и т.п.). Именно этот, запредельный для него по силе аффект. и является пусковым механизмом депрессивной реакции. Еще один вариант — запрет на печаль и страх в семье. У родителей имеются представления о том, что здоровый ребенок должен быть спокойным и радостным и, поэтому они пугаются, когда дитя преживает печаль, плачет. В то же время, человек, осознанно переживающий печаль, в отличии от депрессии, верит в поддержку других и принимает ее.

По Volkart (приведено по Хелл 1999) «депрессия — это состояние отсутствия печали там, где печаль была бы уместна».

Другой вариант — сенсорная депривация (реальное ограничение внешних стимулов для индивидуума, эта стимуляция теряется с потерей объекта привязанности). Боль потери или отсутствия привязанности настолько невыносима, что индивидуум десензитизирует себя, опустошая сенсорный фон. На это и уходит основная энергия.

Обычный (линейный) подход к развитию депрессии состоит в том, что формирование фигуры депрессии предполагается в связи с каким–либо контекстом (событием). Например, по Хеллу (1999) развитию депрессивной реакции способствует:

  1. утрата близкого человека,
  2. недостаток внешней поддержки,
  3. наличие социальных обязанностей, от которых невозможно уклониться,
  4. индивидуальная чувствительность.

Однако, мы предполагаем, что депрессия не обязательно разивается в прямой связи с утратой объекта привязанности как такового. Существуют важные потребности, реализация которых в большей или меньшей степени обеспечивается утраченным объектом привязанности. Объекты привязанности дают нам возможность удовлетворять базовые потребности, обеспечивающие выживание, потребность в безопасности, любви и близости, статусе, саморазвитии и творчестве, смысле существования и т.п.

Смысл депрессии как формы приспособления в целом — это косвенное или суррогатное удовлетворение потребности в привязанности, стимулирующие заботу и поддержку со стороны других людей (вплоть до регрессии к младенческой  беспомощности при психотической депрессии). Однако такое суррогатное удовлетворение потребности обычно не влечет за собой полноценного контакта.

Депрессия с точки зрения фигура–фон процесса.

Итак, при депрессии наблюдается опустошение или утрата сенсорного она (а часто и моторного фона). Дерпессивный пациент выглядит не видящим, не слышащим и отмечает отсутствие ощущений, чувств и желаний, мало двигается или пребывает в депрессивной заторможенности. В той или иной степени пациент теряет способность воспринимать фон. Гипотетически, для того, чтобы не чувствовать душевную боль, индивидуум затрачивает большое количество энергии (возможно с помощью мышечного напряжения). Если же пациент в какой–то мере сохраняет способность к восприятию фона, то эта способность становится основой для способности к его дифференциации. Таким образом, при депрессии имеется большая, энергетически затратная, но часто невидимая для клиента (растворенная в фоне) фигура потребности в привязанности.

Граница контакта при депрессивном синдроме.

Что происходит с границей контакта при депрессии? Граница становится непроницаемой (малопроницаемой) для внешних и внутренних стимулов, в то время как условия среды носят субъективно или объективно непереносимый характер. Это распространяется даже на физиологические процессы (снижение аппетита, функциональные расстройства деятельности пищеварительной системы). Даже внешне, при взгляде на пациента, в его характерной позиции «Оставьте меня в покое!» создается впечатление, что его организм защищается от проникновения извне. Такое поддержание границы контакта непроницаемой и для внутренних и для внешних стимулов забирает массу энергии. Следствием всего этого является анестезия — исчезновение ощущений и чувств. Зрение и слух также теряют свое ведущее значение в восприятии мира и контакте с ним. Эту анестезию можно рассматривать как блокаду функции ИД, результатом чего является утрата (ослабление) Эго–функции (функции выбора), а также ослабление или утрата функции личности (потеря смысла).
Возможно, такая непроницаемостьграницы является компенсацией ее первичной чрезмерной проницаемости и склонности индивидуума к интроецированию. Чрезмерная проницаемость этой границы, затопление стимулами, характерно для астении (перегрузка стимулами), когда нарушена естественная иерархия потребностей. Клинически астения часто выступает как продромальное к депрессивному состояние. Возможно, это некоторый этап в формировании депрессии, тот момент, когда стимулы чрезмерны для индивидуума по силе, количеству или продолжительности воздействия. Развивающаяся впоследствии непроницаемость контактной границы призвана компенсаторно сбалансировать контакт со средой для выживания..

Непроницаемость контактной границы при депрессии клинически материализуется симптомами деперсонализации и дереализации, при которых отсутствует чувство эмоциональной сопричастности к внешнему миру (Ильина 1999) — это «существоване за преградой». Этой утрате живого чувства соответствует утрата смысла, результатом депрессивной деперсонализации является потеря возможности воспринимать мир симеотически (Руднев 2001). Огромная напряженность и ценность фрустрированной потребности может быть снижена пациентом за счет обесценивания себя, своей жизни и ее смысла.

Авторы: Ирина Балюбаш, Владимир Филипенко.

Часть 1 часть 2 часть3 часть 4

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Жизнь после теракта, посттравматический стресс
    Жизнь после теракта, посттравматический стресс Психологические статьи Психология и стресс

    Ваши реакции на экстремальное стрессовое событие.
    Эта статья написана для того, чтобы помочь вам в том случае, если вы стали жертвами или очевидцами теракта, либо жертвами или очевидцами были ваши друзья, родственники, знакомые. Стрессы и напряжения, возникающие в обычной жизни, могут становится непереносимыми для тех, кто прошел травматический инцидент. Они стараются избегать близких контактов с родными, друзьями и коллегами, что зачастую ведет к добавлению личных проблем. Трудности во взаимоотношениях со временем усиливаются наряду с нарастанием ощущения, что ''никто не может понять, через что я прошел''. Такое ложное представление является главным препятствием для просьбы о помощи и поддержке.

    Подробнее

  • Как наладить отношения с подругой?
    Как наладить отношения с подругой? Психологические статьи Психология отношений||Психология общения Популярная психология

    Привет!
    У меня проблема отношений с подругами. Дело в том, что у нас сложные отношения, и мне бы хотелось чтобы вы подсказали как поступить или как себя вести чтобы отношения снова были хорошими как раньше...
    Вот моя история... Я познакомилась с подругой Наташей уже давно, у нас явно были общие интересы и нам легко было общаться, мы понимали друг друга с полуслова! Но как бы ни так...Один раз Наташа познакомила меня со своей подругой Олей, ну само собой она вмешалась в наши отношения, и все пошло наперекосяк после встречи с Олей один на один, она мне разумеется наговорила про Наташу всяких гадостей, а я такая дура поверила ей...И вот она после этого как бы вошла в нашу компанию, и мы ее считали тоже хорошей подругой. Дело в том что когда мы гуляем вместе у нас всегда был третий лишний, и в частности это была я. Такими темпами я все больше и больше отдалялась от Наташи...Но один раз поговорив с ней по душам, мы поняли что это все Оля тем самым портя наши отношения... И вот мы снова общаемся с Наташей вместе, меня конечно это радует....но дело в том что у нас сейчас не такие уже отношения как раньше... Я даже не знаю что делать и как вернуть те чувства испытываемые к друг другу!? Пожалуйста подскажите! Для меня это очень важно! Заранее благодарна! =)

    Подробнее

  • Кому психолог не поможет
    Кому психолог не поможет Психологические статьи Популярная психология

    Когда человек приходит к психологу, у него, как правило, есть две установки – обе сразу или по-отдельности. Установка первая: психолог сразу просветит меня как рентгеном и все про меня узнает (сразу поставит мне диагноз). Установка вторая: раз уж он психолог, то знает доподлинно, как мою проблему решить, может выдать рецепт, алгоритм действий, «чудодейственную таблетку», чтобы произошли все необходимые изменения.
    Наверное, выбудете разочарованы, но мы вынуждены сказать вам правду. Психолог – не волшебник, он не умеет творить чудеса в том самом сказочном смысле. И сверхспособностями, как экстрасенс, он не обладает – не читает мысли и не видит сквозь стены.

    Подробнее

  • Я нахожусь в постоянном конфликте с самой собой, имею склонность к депрессивным состояниям, очень ранима, стрессонеустойчива
    Я нахожусь в постоянном конфликте с самой собой, имею склонность к депрессивным состояниям, очень ранима, стрессонеустойчива Вопрос психологу Психология жизни Психотерапия

    Здравствуйте!
    Мне сложно описать мою проблему (думаю, в этом я не оригинальна).
    Мне 18 лет, я студентка. По гороскопу я Рыбы, поэтому я нахожусь в постоянном конфликте с самой собой, имею склонность к депрессивным состояниям, очень ранима, стрессонеустойчива и т.п.
    Наверно, моя главная проблема в том, что я влюблена в иллюзии. Я убежденная идеалистка. Я постоянно наталкиваюсь на несовершенство мира. Я понимаю, что жизнь такова, и я люблю ее, несмотря на мое частое отвращение к бытовой грязи. Я умею находить радости вокруг, маленькие поводы, которые позволяют улыбаться.
    Но это не удерживает меня от периодического погружения в угнетенные состояния.
    Мне кажется, что мне нет места в этом мире. Я чувствую себя аппендиксом. Костью в горле.

    Подробнее

  • Этиологический анализ психологических причин нарушений поведения детей подросткового и юношеского возраста
    Этиологический анализ психологических причин нарушений поведения детей подросткового и юношеского возраста Психологические статьи Детская психология Психология детей и подростков

    Нарушения поведения детей подросткового и юношеского возраста обусловлены целым рядом психологических причин в результате неравномерности онтогенетического развития и особенностей воспитания. Также рассмотрены различные сферы, в которых наиболее ярко проявляются данные нарушения.

    Подробнее

  • Завтрак  помогает похудеть и спасает от стресса
    Завтрак помогает похудеть и спасает от стресса Психологические статьи Красота и здоровье

    Давайте будем честными: большинство из нас не завтракает. И причин, оправдывающих отсутствие утренней трапезы, находится тысячи. У кого-то катастрофически не хватает времени, кто-то боится поправиться (и зачастую плотному завтраку предпочитает плотный ужин), кто-то не может проснуться и ''впихнуть'' в себя что-то, кроме чашки кофе. А между тем, завтрак - самый важный прием пищи, которым нельзя пренебрегать. И вот по каким причинам.

    Подробнее

  • Как активизировать метаболизм
    Как активизировать метаболизм Психологические статьи Красота и здоровье

    С возрастом человека метаболизм замедляет свой ритм, что неизменно сказывается на самочувствии и образовании лишнего веса. Самый распространенный и эффективный способ справиться с этими проблемами –физические упражнения. Чтобы обменные процессы в организме вернулись на тот же уровень, необходимо взять за правило физические занятия дома или в спортзале.

    Подробнее

  • Как перестать переедать? Помогите, пожалуйста, выявить психологическую причину
    Как перестать переедать? Помогите, пожалуйста, выявить психологическую причину Психологические статьи Популярная психология

    Добрый день!
    Мой вопрос в том, как перестать переедать? По будням, когда большую часть дня я провожу на работе, такая проблема передо мной стоит редко. Во время обеденного перерыва я отправляюсь в магазин за шоколадкой или йогуртом, кушаю и продолжаю спокойно работать. Хотя есть ощущение, что съела бы больше, но вскоре оно проходит, так как отвлекаюсь делами. Вечером выпиваю кружку молока с мёдом или кушаю мюсли. Я ограничиваю себя сознательно от употребления большего количества пищи. Мне нравится английская пословица: ''Завтрак съешь сам, ужин раздели с другом, а ужин отдай врагу''. Стараюсь ей следовать. На выходные чаще всего уезжаю к родителям, проживающим в другом городе. Здесь-то и начинается моя проблема. Внутренний ограничитель перестаёт действовать, пробуждается дикое влечение к пище. Я не могу успокоиться, пока не съем вообще всё, что есть на кухне. Осознаю, что нужно остановиться, но прекращаю есть лишь тогда, когда приходит ощущение переедания, тяжести внутри или когда больше нечего кушать. Я осуждаю себя, ругаю и обещаю больше не доводить себя до обжорства, но… ничего не выходит. На очередных выходных всё повторяется вновь. А с понедельника я пью зелёный чай, кушаю не больше 150 г в день, хожу на фитнес и дня через три-четыре уже довольна тем, как выгляжу. Если на выходные не езжу к родителям, то не переедаю. Через неделю отпуск. Я буду дома, без дела. Может, найти себе дело, чтобы переключить внимание, а не есть от скуки? Может. Но не получалось так у меня. Однако когда я знаю, что предстоит свидание с молодым человеком, то тогда даже забываю о необходимости питаться. Переедания случаются также в период подавленного состояния, расстройства. В такие моменты еда помогает мне расслабиться. Особая тяга наркотического свойства у меня к сладостям. Я обожаю всё: от мороженого до тортов. Завтракаю халвой, обедаю шоколадом, но в небольших количествах. Исключение – злосчастнее выходные. Если в пакете полкило конфет, я не забуду о них, пока не съем все до одной.
    Помогите, пожалуйста, выявить психологическую причину влечения к сладкому и переедания в выходные дни.

    Подробнее

  • Уроки флирта: устоять невозможно
    Уроки флирта: устоять невозможно Психологические статьи Психология отношений Популярная психология

    Нужно ли специально учиться кокетничать, или это все равно что сороконожке учиться ходить? Что нужно сделать, чтобы всегда нравиться самой себе? Посетив в Лондоне семинар знаменитого на весь мир тренера по флирту, Светлана Кольчик сделала несколько довольно неожиданных открытий.

    Подробнее

  • О Трансерфинге
    О Трансерфинге Психологические статьи

    Никакие процессы в жизни людей не являются оторванными от процессов на планете Земля. В определенное время для начала эволюционных изменений человечеству даются идеи, воплощая которые в практику люди приобретают новые навыки, возможности, умения и степени свободы. Последние 300 лет доминирующим взглядом является научный, что дало колоссальные преимущества с точки зрения удобной и комфортной жизни – электричество, телефон, транспорт, и ваш слуга Интернет, где вы читаете эту информацию. Но это существенно сместило акцент с внутренней жизни человека и его познания тонких сторон своего существа на внешние достижения и проявления. Со всей очевидностью мы понимаем, что сейчас наступает время баланса, когда внешнее и внутреннее должно прийти в равновесие в человеке и дать ему новые возможности индивидуальной эволюции. За последние 10 лет люди стали получать множество идей, направляющих их внимание на внутренний духовных рост и построение гармоничных отношений. Трансерфинг реальности – современная концепция равновесной жизни человека в достижении своих внешних целей без ущерба для внутреннего мира.

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси