Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Трансактный анализ: Родитель, как одно из эго-состояний человека. Методы сценарного анализа

Трансактный анализ: Родитель, как одно из эго-состояний человека. (Упражнение 1)

Расположитесь по удобнее, так чтобы никто вас не отвлекал. Погрузитесь в воспоминания прошедших суток.

С помощью трансактного анализа Родителя рассмотрите ситуации, когда вы находились в этом эго-состоянии. Какие мысли, чувства у вас были, как вы себя вели? Проиграйте эту ситуацию снова.

Для того, чтобы вам легче было контактировать с вашим Родителем, задайте себе вопрос:

  • Какие фразы говорят во мне мама и папа?
  • Какие фразы говорят во мне другие члены семьи? (например, тетя, дедушка, бабушка и т.д.)

Разберите каждую ситуацию, когда вы в Родителе по-отдельности. Вам без труда, думаю, удастся определить кого вы копируете в каждом случае. Понаблюдайте за собой, когда вы в Родителе, чьи фразы, мысли и чувства вы копируете. Вспомните фразы и утверждения, заимствованные у родителей, которые вы по сей день прокручиваете у себя в голове, возможно боретесь с ними или чувствуете смущение.

 

Трансактный анализ: Контролирующий или Воспитывающий Родитель (Упражнение 2)

Прежде, чем приступить к выполнению этого упражнения, давайте разберемся, кто такой Контролирующий Родитель.

Будучи детьми, наши родители зачастую говорили нам, что мы должны делать, а что нет. Они контролировали нас и иногда критиковали. Если сейчас вы повторяете поведение родителей, то вы сейчас в Контролирующем (Критикующем) Родителе.

Также ваши родители заботились о вас, оберегали и защищали вас. Например, жалели и обнимали вас, когда вы упали и плакали. Если вы повторяете такое поведение, то вы в Воспитывающем (Заботливом) Родителе.

Эти состояния бывают позитивными, когда мы уважительно относимся к человеку, и реально желаем помочь человеку, или негативными, когда мы не «видим» другого человека, а оказываем помощь из превосходства.

Трансактный анализ: Контролирующий Родитель.

А теперь расслабьтесь и вспомните прошлые сутки.

  1. Вели ли вы себя как Контролирующий Родитель в отношении других людей?
  2. Были ли в позитивном Контролирующем Родителе? Негативном?
  3. Кому из родителей или родственников вы подражали в каждой ситуации?

Теперь сконцентрируйтесь, засеките время. В течение 1 минуты запишите фразы, характеризующие человека в позитивном Контролирующем Родителе.

Трансактный анализ: Воспитывающий Родитель.

А теперь ответьте на те же вопросы, относительно Воспитывающего Родителя.


Трансактный анализ: реакция на внутреннего Родителя. (Упражнение 3).

 

Выделите на данное упражнение время. Расположитесь удобно в месте, где никто вас не потревожит.

Вспомните ситуации из ближайшего прошлого, когда человек разговаривал с вами из состояния Ребенка.

  1. По каким критериям поведения вы поняли, что человек говорил из Ребенка?
  2. Реакция Ребенка была в ответ на вашего Контролирующего или Воспитывающего Родителя?

Если ответ утвердительный, проанализируйте, как второй человек увидел и услышал в вас Родителя, какое поведение он «считал».

  1. Как вам нужно изменить поведение, фразы и жесты, чтобы другие люди отвечали из иных эго-состояний?

 Теперь запишите ответы на эти же вопросы, когда люди разговаривали с вами из состояний Взрослого или Родителя.

 

Трансактный анализ: Родитель, Взрослый и Ребенок всегда с вами. (Упражнение 4).

Замечали ли вы, что слишком часто бываете в состоянии Родителя?

Ответы на следующие вопросы помогут вас разобраться насколько часто вы общаетесь из Родителя.

  1. Выслушиваете ли вы обвинения по поводу того, что часто думаете за других, раздаете советы, поучаете, не даете людям самостоятельно принимать решения? Или что вы много пропагандируете, заставляете других, читаете нотации?

 

Анализ окружения, выявление трансакций.

Разделите ваше окружение на группы. Представьте их более детально.

  1. Существуют ли разногласия в группе или большинство солидарны?
  2. Как вы думаете, ваши родители могли бы относиться к данным группам?
  3. Каково отношение к творческому мышлению в этих группах? Осуждается и всячески подавляется или, наоборот, очень ценится?
  4. Каковы общие взгляды каждой группы?
  5. Реально ли решаются проблемы или только на словах?
  6. Используют ли члены группы многосторонний подход к решению проблемы?
  7. Насколько деятельность группы зависит от ваших решений? Даете ли вы советы? Стимулируете ли вы их поиск и самостоятельность?
  8. Часто ли вы употребляете глаголы долженствования (например, «вы обязаны», «вы должны» и т.д.) Из какого состояния вы их употребляете? (Взрослый, Родитель).
  9. О чем вы говорите возмущенно и ни один раз?
  10. Повторяете ли вы чужое мнение, выдавая за свое, даже не осмыслив и не проверив его?

Автор Наталья Литвинович


Психотерапия техники и упражнения

Карта сайта

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси