Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Часть 2. Транзактный анализ Ребенок

В каждом человеке продолжает жить Ребенок. Когда мы используем фразы, жесты, выражаем мысли и чувства, действуем играючи, как в детстве. Можно сказать, что мы проживаем жизнь в состоянии «Я-Ребенок».

Транзактный анализ – метод, помогающий узнать себя, как вы относитесь к другим, изучая состояния Я.

 На данной странице собраны упражнения транзактного анализа состояния Ребенка, которые позволят вам глубже познать своего внутреннего Ребенка. Раскрыть свою естественность. Радоваться, грустить, печалиться, восторгаться. Вы можете более осознанно использовать свои возможности, проживать жизнь в состоянии Ребёнка вновь и вновь возвращаясь к своим детским переживаниям, но уже с позиции зрелой личности.

 

Транзактный анализ: адаптации Ребенка в детстве. (Упражнение 5).

 

Как вы научились добиваться того, что хотите? Какие вербальные и невербальные приемы вы использовали?

 Вспомните и сравните:

  • Истинные желания (сесть на коленки к папе, поиграть с детьми, поздно лечь спать);
  • Необходимые действия (вести себя хорошо, рано засыпать, делать уроки, а потом играть).

Проанализируйте, отвечая на вопросы:

  1. Какими словами, выражениями, жестами, взглядами вас контролировали?
  2. Какими словами, выражениями, жестами, взглядами вас поддерживали, подбадривали взрослые?
  3. Какими способами вас ограничивали, как это осуществляли?
  4. Были ли запреты объективными, нужными или они все же переходили границы и нарушали ваши права?

А теперь вспомните событие из детства. Воспроизведите ситуацию, вспомните какие реплики, выражения, кто был в этом событии, какие они. Еще раз вернитесь к вашим тогдашним чувствам, переживите их заново. Чувствуете ли вы себя сегодня также?  Ведете ли вы себя также с другими людьми, как ваши родители поступали с вами?

Выявление типов адаптации с помощью транзактного анализа Ребенка.

Ответьте на ряд вопросов:

  1. Как вы приспосабливались к требованиям родителей?
  • Приспосабливались
  • Отдалялись
  • «Тянули резину»

Вспомните в каких ситуациях, как и когда это было. Есть ли среди них та, которую вы используете чаще всего.

  1. Как эти детские адаптации влияют на вашу жизнь сегодня?
  2. Соответствуют ли они настоящей жизни?
  • Какие навыки полезны до сих пор?
  • Какие смущают?
  • Какие навыки ограничивают вас?
  • Какие навыки действуют разрушительно на вас или окружающих?

А теперь, для мешающих вам адаптаций, придумайте противоположное поведение.

Например, если вы идете на уступки другим людям всегда, начнете отстаивать свои права. Если вы медлите, начнете быстро принимать решения не задумываясь. Что вы сейчас чувствуете? Какие слова всплывают в сознании? Не звучат ли слова Родителя в голове? Если ответ утвердительный, то проговорите их вслух, прокрутите их несколько раз. Какова реакция Ребенка на них?

Вообразите вашего Родителя перед собой. Начните диалог с услышанных слов. Поговорите с вашим Родителем, объясните ему, что будете поступать из позиции Взрослого, и вы не будете делать ничего опасного и деструктивного к себе и другим.

 

Транзактный анализ: позитивный Ребенок. (Упражнение 6).

 

Суть упражнения в том, чтобы с помощью транзактного анализа состояния Ребенок помочь вам осознать, как вы, используя свое состояние Ребенка, добиваетесь позитивных результатов.

Этапы упражнения.

  1. Сперва вы проверите свою эмпатию – способность считывать эмоциональное состояние людей по невербальным сообщениям.

Подумайте о людях, которые были бы открыты с вами, например, члены семьи, родственники, коллеги или иные знакомые. Хорошо, если это будут люди разные по половому признаку, возрастным и национальным критериям. Вспомните разные ситуации с ними. Задайте себе вопрос: что, на ваш взгляд, они думали, какие чувства ко мне или к данной ситуации испытывали?

Сперва опишите свои ощущения и представления об их чувствах, а потом попросите их вспомнить эту ситуацию и прокомментировать, насколько точным вы были.

Ваши интуитивные способности:

  • правильные;
  • лишь частично;
  • очень редко;
  • с одними людьми проще проявляются, чем с другими.

Дайте оценку своим способностям и возможностям.

  1. А теперь вспомните прошлую неделю.

Ответьте на вопросы:

  1. Делали ли вы что-то по-новому?
  2. Вели ли вы себя по-другому с людьми?
  3. Предлагали ли вы какую-то оригинальную, необычную идею?
  4. Наличие или отсутствие творческой изобретательности влияло как-то в детстве?
  5. Помните ли вы положительные или отрицательные высказывания в адрес ваших творческих возможностей?

Если у вас возникнет ощущение, что в вашей жизни не хватает творчества, добавьте его на этой неделе.

  1. На этом этапе вы вспомните о манипуляциях людьми.

Ответьте на вопросы:

  1. Как чаще всего вы вели себя в детстве, чтобы получить желаемое?
  • Притворялись больным?
  • Послушно все выполняли?
  • «Включали» обаяние?
  • Обижались?
  1. Кто легче всего поддавался вашим манипуляциям?
  2. На кого вы не могли повлиять?

А теперь подумайте о людях, с которыми вы общаетесь сейчас. Манипулируете ли вы ими? Если ответ утвердительный, то пообщайтесь с ними и узнайте, что вы для этого делаете.

  1. Вспомните, что в детстве вы считали волшебным.
  •  Смотреть, как что-то появляется и растворяется?
  • Ощущать себя гигантом или же лилипутом среди великанов?
  • Ждать и надеяться, что придет спаситель и спасет вас?
  • Обладать амулетом или артефактом?

А теперь подумайте о настоящем:

  • Как это все влияет на теперешнюю жизнь?
  • Ждете ли вы спасения?
  • Ощущаете ли вы себя лилипутом?
  • Делаете ли вы ставку на «волшебство» вашей улыбки? Тактильный контакт?

Манеру разговаривать? Жесты?

  • Думаете ли вы, что некоторые люди наделены магическими качествами?
  • Похож ли кто-то на ведьму? Гиганта? Фею? Волшебника?
  • Может они напоминают кого-то из прошлого?
  • Может они сценарные персонажи?

 

Транзактный анализ: естественный Ребенок. (Упражнение 7).

 

Данное упражнение позволит вам лучше понять свои ощущения, воспринять мир наилучшим, новым, неповторимым образом.

Человек ежедневно получает информацию через органы чувств:

1. Зрение.

Найдите место, где вам уютно и комфортно, лучше всего, если оно будет вне вашего дома. Обратите внимание на какой-то предмет, сосредоточьтесь, представьте, что вы видите его впервые. Рассмотрите его. Какого он цвета, формы, строения, размера и т.д. Теперь пусть он исчезнет из поля зрения, сконцентрируйтесь на заднем плане. Проделайте аналогичные действия с другими предметами.

 2. Слух.

Сосредоточьте внимание на звуках. Осознайте тембр звука, интенсивность, высоту, неожиданность, непрерывность.

3. Осязание.

Сосредоточьте внимание на тактильных ощущениях. Что вы чувствуете на поверхности кожи: тепло, холод, боль? Теперь переносите внимание на разные части тела, от макушки до пальчиков. Что вы чувствуете?

4. Обоняние.

 Теперь сфокусируйте внимание на запахах. Вдохните через нос, какой запах вы ощущаете? Какие запахи знакомы?

 5. Вкус.

Сосредоточьтесь на ощущениях во рту. Что они напоминают? Проведите языком по зубам. Какие ощущения возникают?

Каждый день концентрируйте внимание на 5 органах чувств и повторяйте это упражнение по несколько минут. Со временем осознание ощущений и тела превратиться в привычку.

Транзактный анализ детства для обнаружения истинных желаний Ребенка.

Вспомните, что вам нравилось делать в раннем детстве. Выберете то, чем интересно было бы заняться, но что очень давно не позволяли себе делать. Сделайте это.

Например, вы любили валяться на траве и наблюдать за облаками. Выберете место, где вы бы могли полежать на спине и посмотреть на облака. Может вам нравилось, как шуршат осенние листья под ногами, или, как волны омывают ваши стопы, или, бегать босиком по траве. Повторите это при первой возможности. Запустите в небо бумажного змея. Или влезьте на дерево и посидите там. Подставьте ваше тело солнышку. Скушайте мороженое или леденец. Совершите путешествие пешком.

Получайте удовольствие. Веселитесь естественно, как Ребенок.

Автор Наталья Литвинович


Психотерапия техники и упражнения

Карта сайта

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси